Многолетний кон­фликт между Вихровым и Грацианским



Следует подчеркнуть глубину длительного, многолетнего кон­фликта между Вихровым и Грацианским. Леонову удалось обна­жить идейные корни тех разногласий, которые могли на первый взгляд показаться разногласиями частного, чисто научного и прак­тического порядка.

Богатству и многообразию конфликтов, широте философских обобщений соответствует в романе и богатство художественных средств. Идейная зрелость писателя помогла ему в своеобразном преломлении использовать лучшие стороны Достоевского, обогатив эти традиции новым, материалистическим миропониманием. Напри­мер, зловещая фигура Грацианского, овеянная тайной и включен­ная в сеть интриг и козней, оказывается отчетливо мотивированной политически. Разнообразные художественные средства сочетаются в романе порой самым неожиданным, но тем не менее органическим образом. Например, Леонов обращается к образам-символам. Та­кими символами являются и образ лесного родничка и самый образ леса, вынесенный в заглавие.

Драматическая напряженность сюжета, сложная архитектоника романа, его усложненный, но очень богатый язык — все это подчинено большому идейно-художественному замыслу, все это выражает отчетливую, очень современную и страстно-непримири­мую убежденность писателя.

Те сдвиги, которые произошли в стране и определили развитие советской литературы в целом, отразились и на творческой эволю­ции каждого писателя в отдельности. Эта эволюция наглядно видна, в частности, в творчестве Галины Николаевой, писатель­ницы, выступившей в литературе после войны: в 1951 г. вышел ее роман «Жатва», в 1954 г. — «Повесть о директоре МТС и глав­ном агрономе», в 1957 г. — «Битва в пути».

В романе «Жатва», живо и правдиво отразившем многие сто­роны послевоенной деревни, все вопросы разрешались внутри кол­хоза и для их разрешения не требовалось ничего, кроме доброй воли и способностей самих колхозников и их непосредственных руководителей.

В «Повести о директоре МТС и главном агрономе» столкнулись два подхода к делу: горячее, хозяйское отношение главного агро­нома, молоденькой девушки, только что сошедшей со студенческой скамьи, Насти Ковшовой, с одной стороны, и, с другой — формаль­ное, незаинтересованное отношение главного инженера Фарзанова.

Конфликты в этом произведении, хотя и отражали существен­ные явления действительности, опять-таки определялись преимуще­ственно субъективными качествами персонажей.

В романе «Битва в пути» Г. Николаева, обогащенная историче­ским опытом последних лет, поставила ряд проблем современности шире и глубже. Столкновение между Вальганом и Бахиревым показано как конфликт между теми явлениями нашей жизни, ко­торые были порождены культом личности, и передовыми, подлинно партийными принципами, восторжествовав'шими в нашей действи­тельности; столкновение между Вальганом и Бахиревым не замы­кается в пределах их личных взаимоотношений и судеб, оно нахо­дит свое продолжение и в жизни заводского коллектива, заводской партийной организации, и в борьбе, которую ведут второй секре­тарь обкома и секретарь сельского райкома партии против фор­мального, бюрократического стиля работы Бликина и ему подобных.

Общественное значение конфликта, лежащего в основе романа, распространяется на различные области народной жизни: и на ра­боту завода, и на жизнь колхозного района. Это дает возможность глубже осмыслить общественную обусловленность не только столк­новения между Бахиревым и Вальганом, но и самих характеров этих персонажей.

В романе показаны коллектив большого тракторного завода, борьба передовых его людей за техническое перевооружение и усо­вершенствование производства; в этой борьбе, служащей основой сюжета, проявляются характеры людей, проверяется их мировоз­зрение, в этой борьбе побеждает новое, передовое, пользующееся активной поддержкой рабочего коллектива и руководства партии, и терпят поражение те, кто оторвался от народа и действует осужденными партией методами. В романе раскрыта глубокая связь промышленности с сельским хозяйством, раскрыт ленинский лозунг союза рабочего класса с крестьянством в его сегодняшнем живом воплощении. Писательница подвергла острой критике руководите­лей, подобных секретарю обкома Бликину и директору завода Вальгану, которые, заботясь о высоких показателях и внешнем бла­гополучии, о своей карьере, игнорируют действительные интересы производства. Вместе с тем она увидела и недостатки центрального героя романа — инженера Бахирева. Подобно тому как по началу пытался делать Лобанов в «Искателях», Бахирев пробует действовать в одиночку, не советуясь с коллективом. Ошибочность этой позиции обнаруживается в отлично написанной главе, изображаю­щей собрание заводского партийно-хозяйственного актива: здесь коллектив и поддерживает Бахирева и критикует его, помогая ему реализовать свои замыслы и указывая верный путь к их осуще­ствлению.

Острота общественных проблем и столкновений отображена в романе без приукрашивания и без нарочитого сгущения красок: движение вперед происходит в борьбе, но творческая инициатива передовых людей не является выражением только их личной ода­ренности, а порождена и подготовлена всем предшествующим со­циалистическим развитием страны, поддержана народом и партией. Поставленный в начале романа, в главе, изображающей мартов­скую ночь 1953 года, вопрос: «что умрет с этой смертью, а что останется на века?» — получает в романе глубокий и верный ответ. Партия и народ, восстанавливая ленинские принципы, устраняя не­достатки № извращения, бережно хранят и умножают революцион­ные традиции, развивают успехи, достигнутые за четыре десятиле­тия советского строя.

Роман «Битва в пути» вызывает ряд критических замечаний: некоторым образам не хватает психологической глубины, в изображении любовных отношений персонажей автору нередко (особенно в журнальной редакции) изменяет чувство художественной меры и вкуса. Но в целом роман является большим шагом вперед в творческом развитии писательницы и очень характерен для совре­менного этапа развития советской литературы.

Не менее отчетливо видно влияние нового исторического этапа на работу одного из старейших советских писателей В. Каве­рина. В 1949 г. писатель опубликовал первую книгу задуманной им трилогии «Открытая книга», в которой рассказывает о сложном научном пути советской женщины-ученого. Вторая часть трило­гии — «Доктор Власенкова» вышла в 1952 г. В первых двух книгах прослеживалась биография Тани Власенковой, начиная с ее детства и юности в комсомоле и кончая ее самостоятельной медицинской практикой, а затем и исследовательской работой уже зрелого уче­ного. По самому характеру своей деятельности доктор Власенкова оказывается в центре научной, а следовательно, и философской,

идеологической борьбы. Повествование от лица доктора Власенко­вой до некоторой степени мешало писателю всесторонне показать внутренний мир других персонажей, представителей передовой научной мысли и их противников. Но Каверин наделил свою геро­иню наблюдательностью и остротой мысли, которые позволили создать запоминающиеся образы как ее друзей — самоотвержен­ных ученых Заозерского, Рубакина и других, так и врагов — таких, как карьерист Крамов, во многом напоминающий Грацианского из романа Л. Леонова «Русский лес».

Борьба достигает большой остроты и в романе «Доктор Вла­сенкова». Но только в третьей части трилогии, романе «Поиски и надежды» (1956), писатель раскрыл причины, по которым себя­любцы и карьеристы могли наносить ущерб советской науке и при­чинять серьезное, порой даже непоправимое зло честным и талант­ливым ученым. Только здесь он в полной мере показал те подлые приемы, которыми действовали люди, извращавшие социалистиче­скую законность в своих грязных целях. В заключительных главах романа, когда справедливость и законность восстановлены и в науке, как и во всей советской жизни, торжествуют ленинские принципы — творческая инициатива и соревнование, научные дис­куссии и смелое выдвижение новых плодотворных идей, — звучит уверенность в том, что дальнейший путь доктора Власенковой и ее товарищей будет свободен от помех и все свои силы они смогут на­править на развитие науки, нужной народу.

Каталог блогов

Если домашнее задание на тему: " Многолетний кон­фликт между Вихровым и ГрацианскимШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.