Многокрасочная пейзажная лирика Есенина



Хотя ее основные тона только чистые — синий, золотой, крас­ный и т. д. Материальный мир, воссоздаваемый поэтом, не статичен, он находится в непрестанном движении: «Как метель, черемуха машет рукавом», «пляшет сум­рак», вьюга уподобляется тройке, «желтые поводья месяц уронил». Леса, поля, рощи, реки, озера — все это оживает, наполняется глубоким и трепетным чувством.

  • Улыбнулись сонные березки,
  • Растрепали шелковые косы.
  • Шелестят зеленые сережки,
  • И горят серебряные росы.

Антропоморфизм приводит Есенина к творческому заимствованию приемов народной лирики. Здесь нет места ни манерной стилизации, ни внешнему подража­нию. Все пропущено сквозь самобытное видение мира.

Такой динамики картин природы, как у Есенина, нет в пейзажной лирике его предшественников и старших современников. У И. Бунина очень силен элемент созерцательности, сосредоточенной философской меди­тации; у А. Блока в пейзажной поэзии несравненно больше движения, но антропоморфизм представлен скупее.

По-новому проявляется в лирике Есенина интерес к теме труда. Поэт создает стихи (например, «Молоть­ба»), в которых поэтизируется крестьянский труд без тоскливо-печальной окраски.

Неутомимый интеллектуальный и нравственный по­иск исторических и социальных мотивов обогащает поэзию Есенина. Поэта живо интересуют события дале­кого прошлого, связанные со свободолюбивыми поры­вами, народными движениями. Так появляется баллада о соратнике Степана Разина Усе («Ус», 1914), поэма о новгородской вольнице («Марфа-Посадница», 1913— 1914).

Еще до революции возникает у Есенина ощущение разлада с жизнью («Устал я жить в родном краю…», «В том краю, где желтая крапива…» и др.). Однако в ту пору мотивы стихийного бунтарства нередко ассоции­ровались с воспеванием «ушкуйничества», бродячей вольности, странничества. Осознанное чувство подлин­ной свободы появляется у поэта со свершением Ок­тябрьской революции. По словам поэта П. Орешина, С. Есенин принял Октябрь «с неописуемым восторгом». «Был всецело на стороне Октября»,— писал и Есенин.

Октябрьская революция дает поэту новые темы, раскрывает глубину и мощь не только лирической, но и драматической основы таланта Есенина. Поэт создает в романтико-утопическом ключе цикл поэм — «Небес­ный барабанщик», «Инония», «Преображение» и др. Он прославляет «вселенское братство людей», новую веру и новую правду, которую несет на своих знаменах пролетарская революция:

  • Небо — как колокол,
  • Месяц — язык,
  • Мать моя — родина,
  • Я — большевик.

Следуя традиции русской и мировой классической поэзии, Есенин с неслыханной смелостью разрабатывает богоборческие мотивы (ранее он нередко воспевал смиренных иноков, кроткую и богомольную Русь). Поэт выступает в роли ниспровергателя церкви, объявляет себя новым пророком. Но вместе с тем (таковы были реальные противоречия тогдашней действительности) взгляды и чаяния обширной крестьянской массы вопло­щались Есениным в религиозной оболочке «Сельского часослова», поэм «Иорданская голубица», «Октоих». Однако церковнославянская лексика, библейский сло­варь, религиозные образы именно лишь «оболочка» чисто земных помыслов.

После революции интерес Есенина к переломным этапам русской истории (эпохе Петра) и народно-осво­бодительным движениям проявляется особенно обо­стренно. В отличие от, ранних исторических произведе­ний резко усиливается драматизм при воссоздании ха­рактеров выдающихся деятелей прошлого. Такова, например, стихотворная драма «Пугачев» (1921), в центре которой трагическая судьба предводителя крестьянско-казачьего восстания. Потрясает глубина проникновения поэта в чисто человеческие пережива­ния Пугачева, сложнейший сплав чувств этой сильной, порывистой и противоречивой личности.

После революции Есенин все чаще обращается к те­мам большего социально-философского звучания. Только неподдельной болью поэта при виде крутой ломки старого крестьянского уклада нельзя объяснить особый интерес его к проблемам «деревня и револю­ция», «деревня и город». Индивидуальным поэтическим отсветом озарена эта проблематика в поэме «Сороко­уст» (1920) («сорокоуст» — сорокадневная молитва по умершим).

Наступление железной, неодушевленной механиче­ской силы передано и в строфах стихотворения «Мир таинственный, мир мой древний…»:

  • Мир таинственный, мир мой древний,
  • Ты, как ветер, затих и присел.
  • Вот сдавили за шею деревню
  • Каменные руки шоссе.
Если домашнее задание на тему: " Многокрасочная пейзажная лирика ЕсенинаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.