Методика Глена Домана



Раннее развитие детей давно уже перестало быть делом одних только педагогов, родители с успехом практикуют разные методики обучения своих малышей, начиная с самого раннего возраста. Многие родители, повторяя вслед за японскими педагогами, хором твердят: «После трех уже поздно!»

Во многих педагогических изданиях обсуждаются достоинства и недостатки разнообразных методик, и наиболее неоднозначные мнения высказываются по поводу методики Глена Домана.

В сороковые годы молодой врач-нейрохирург Глен Доман разработал систему реабилитации детей с тяжелыми нарушениями центральной нервной системы. При помощи наглядных материалов он пытался стимулировать клетки головного мозга, не пораженного болезнью. Чтобы дети фиксировали взгляд, им показывали карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая количество точек и интенсивность занятий. Метод оказался эффективным. Спустя месяцы занятий с детьми больные начинали двигаться, говорить. Благодаря этой методике, умственно отсталые дети догоняли в своем интеллектуальном развитии своих здоровых сверстников и даже раньше смогли научиться читать, писать, считать, выполнять сложные гимнастические упражнения. Успех этой методики был настолько велик, что ее начали применять в обучении здоровых детей. В своем открытии Доман доказал, что мозг растет и развивается только тогда, когда он работает. И чем интенсивнее будет эта работа в первые годы жизни малыша, тем лучше разовьется его интеллект. Ведь мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на активное развитие, а после трех лет это развитие заметно замедляется, поэтому необходимо дать ребенку как можно больше знаний именно в первые 3 года жизни ребенка, чтобы заложить прочный фундамент для дальнейшего развития.

После знакомства с методикой Глена Домана нередко люди начинают задаваться вопросом: «Что это: бесценный подарок или потерянное детство?» Глен Доман был директором института реализации человеческого потенциала, известного также под названием «Институт идеального ребенка», расположенного неподалеку от Филадельфии. Согласно теории Домана, ребенок может научиться чему угодно, главное начать обучение прямо с рождения. То, что взрослые выучивают ценой огромных усилий, дети осваивают играючи. Степень детской любознательности очень высока, дети готовы поглощать любую информацию почти без ограничений и с огромной скоростью благодаря необычайной пластичности головного мозга, на это опирается Доман в своей методике. В 1963 году впервые была опубликована книга Глена Домана «Как научить ребенка читать», и в соответствии с методом, описанным в этой книге, ребенка с периода младенчества необходимо окружать карточками с написанными на них словами и целыми предложениями. Как считает Доман, благодаря своей великолепной зрительной памяти, малыши буквально «фотографируют» и усваивают ту информацию, которую им предлагают. И каждый ребенок, по его мнению, может стать вундеркиндом, а родители могут дать своему ребенку энциклопедические знания. Для этого необходимо только 30 секунд времени и огромное желание родителей вести своего кроху дорогой знаний.

Обучение по методу Глена Домана при помощи карточек происходит примерно так: ребенку показывают карточки определенного стандартного размера, на которых написаны слова. Каждую карточку ребенок видит непродолжительное количество времени, чтобы она успела ему надоесть. От слов можно постепенно переходить к словосочетаниям и предложениям. Программа постепенно усложняется, описываются те или иные исторические события или рассказывается о каком-либо растении или животном. В итоге количество переходит в качество и ребенок, сам того не замечая, начинает постепенно читать. Это только теория, но на практике эта методика требует значительной адаптации для русского языка, поскольку вначале она разрабатывалась для английского языка и не учитывала особенностей русской грамматики, например, здесь не учитывалось изменение окончаний в разных падежах. Если малыш может прочесть слова: «мама», «книга», «читает», то такое предложение как «мама читает книгу», вызовет у ребенка трудности.

Разрабатывая систему обучения счету, Глен Доман основывался на том, что дети воспринимают все точки, находящиеся в поле их зрения. Сначала ребенок понимает количество, а уж потом и порядок. Дальше происходит знакомство ребенка с уравнениями, различными действиями, главное, чтобы малыш понял принцип.

Наименьший спор вызывают карточки, с помощью которых ребенок знакомится с окружающим миром, на мой взгляд они являются наиболее полезными и интересными. Они представляют собой картинки с изображением предметов, распределенных на разделы по биологии, географии, истории, музыки, искусству, анатомии, общих знаний и литературы. Например, если речь идет о биологии, на карточках изображены птицы, растения, животные, рыбы, деревья. Каждую карточку нужно показывать в течение 1-2 секунды, при этом надо четко и ясно называть то, что изображено на картинке. В день надо сделать несколько показов по 10 карточек, каждый раз добавляя новые карточки и убирая отработанные. После того, как ребенку было показано около тысячи карточек, начинают повторный показ. Программа постепенно усложняется, и показ таких карточек сопровождается рассказами о каких-либо фактах, описываются те или иные исторические события или рассказывается о каком-либо растении или животном, например, где обитает та или иная птица, в какую геологическую эпоху сформировалась горная порода.

Гораздо более эффективным будет обучение ребенка, если вы будете знакомить малыша с теми фактами, которые каким-либо образом встречаются в вашей повседневной жизни, в сказках, в песнях. Например, на карточках могут быть изображены продукты питания: овощи, фрукты, или растения и животные, которые можно увидеть в местности, где вы живете. Это могут быть также карточки с изображением разнообразных действий, выполняемых персонажами, например, ребенок идет, сидит, бежит, читает, кушает, плавает, улыбается, спит. Очень хорошо расширяют кругозор ребенка карточки с изображением профессий: врач, учитель, продавец, маляр, рыбак, клоун, шофер.

Противники этой методики говорят об излишней интеллектуализации детства и о нереальности выполнения всех этих программ обычной мамой, на «помешанной» на раннем развитии. Но Глен Доман считает, что это беспроигрышная игра, в которой всегда выигрывают родители, как бы плохо они в нее не играли. Если даже очень плохо учить ребенка осваивать энциклопедические знания, это все равно лучше, чем совсем ничего не делать.

Если домашнее задание на тему: " Методика Глена ДоманаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.