Математика. Обучение глухих детей.



На уроках ППО учащиеся пересчитывают не только количество изготовленных поделок, но и материалы (листы бумаги, куски пластилина, кнопки, детали конструктора и т. д.), инструменты (ножницы, линейки, циркули и т. д.), необходимые для работы. В указанных ситуациях число выступает как итог счета определенных предметов.

Пересчитывая ту или иную группу предметов, школьник устанавливает взаимно-однозначное соответствие между множеством предметов и последовательностью натуральных чисел. Встречаясь при этом с одинаковыми множествами различных объектов (6 кубиков, 6 шагов, 6 сантиметров и т. д.), учащиеся постепенно отвлекаются от конкретных свойств вещей, устанавливая их общее свойство — быть пересчитываемыми. Представление глухих школьников о числе расширяется с введением измерений. Уже в I классе на уроках ППО ребята сталкиваются с необходимостью определять точные размеры изготовляемых изделий: длину, ширину и высоту.

Число выступает уже как результат измерения.

Счетные и измерительные операции в условиях ППО максимально мотивированны, что очень важно для глухих детей. От результатов счета и измерения зависит успешность и качество выполнения изделия. Если учащиеся неправильно сосчитают количество требуемого для работы материала, у них может не получиться изделие (узор из мозаики или модель из деталей конструктора при отсутствии нужного количества кнопок и деталей).

При неправильном определении размеров получится кривая коробочка, что помогает детям наглядно убедиться в необходимости правильного измерения. На уроках ППО проводится работа по соотнесению €—910 145 чисел, данных в словесной (устно или письменно) и цифровой форме, с количеством предметов. При подготовке материала, в процессе выполнения изделия учащиеся получают устные или письменные (на табличках) задания: «Возьми 3 (три) куска пластилина и раздай товарищам», «Положи сверху 5 (пять) красных кнопок» и т. п. На уроках математики для закрепления нумерации проводятся специальные упражнения, в том числе и в форме игры в арифметическое домино и лото. В процессе практической деятельности с предметами возникает необходимость в двузначных числах (11, 12 и т. д.). На уроке, посвященном моделированию, учитель спрашивает у дежурного, сколько листов бумаги нужно раздать ребятам. Дежурный пересчитывает товарищей.

Дойдя до 10, он останавливается.

Тогда учитель выясняет: «Сколько еще учащихся в классе?

» Дежурный отвечает: «Один (два, три)». Педагог подсказывает правильный ответ: «Ребят десять и один — одиннадцать» или «десять и два —двенадцать» и т. д. На доске записывается полученное число цифрами и словом и читается всем классом. В конце урока изготовленные поделки пересчитываются с использованием вновь усвоенного числа.

Если домашнее задание на тему: " Математика. Обучение глухих детей.Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.