Все эссе в разделе: Библиография

Герберт Розендорфер

Герберт РозендорферС 1995 года, только после распада СССР, на русский язык начали переводить известного писателя Герберта Розендорфера, которому до этого не было место среди советской литературы. Книги этого тонкого, умного автора с потрясающим чувством юмора, способен осилить не каждый читатель. Его на первый взгляд скучные произведения, на самом деле результат неторопливого насмешливого стиля автора, от которого, после того как привыкнешь, практически невозможно оторваться.

Немецкий писатель родился 19 февраля 1934 г. в поселке Грис в Южном Тироле. С пяти лет жил в Мюнхен, но из-за войны в 1943 году его, как и многих в то время эвакуировали в Китцбюэль. В Мюнхен юный Розендорфер (далее…)

ЧАРЛЗ СНОУ

Добродетель состоит, во-первых, в умении видеть себя и другого, любого другого человека таким, каковы оба действительно есть. Ибо нет истинной добродетели без ясного видения вещей. Великодушие — это, кроме того, стремление видеть в нем его лучшее. Естественно, что попутно надлежит выявить лучшее и в самом себе.

1 июля 1980 года, на семьдесят шестом году жизни, умер Чарлз Сноу — один из крупнейших писателей Великобритании, ученый-физик, видный общественный деятель, убежденный борец за мир и сосуществование народов на Земле.

Сноу нет среди тех писателей, о которых пойдет речь в развернутых главах этой книги, но и ему и Десмонду Стюарту, трагически погибшему через год после Сноу, в ней (далее…)

НОРМАН ЛЬЮИС

…Один из лучших наших прозаиков… Наши дороги часто перекрещивались: я собирался во Вьетнам, Льюис оттуда возвращался, или наоборот.

Гр. Гринх

«Таким, какой я сегодня, меня сделал Уэльс. Жизнь в Уэльсе и среди валлийцев, — сказал мне Норман Льюис, когда мы впервые беседовали с ним в его эссекской усадьбе. — По характеру и темпераменту я типичный валлиец. Валлийцами были мой отец, дед и прадеды. Между нами и англичанами очень мало общего. Англичане равнодушны к музыке, валлийцы без нее не могут жить, как не могут жить без песни. Англичане сдержанны и стойки, валлийцы не умеют сдерживать свои чувства, да и не считают нужным это делать. Настоящему (далее…)

Творческий путь Грина

Метание по странам и континентам, надежда в странствиях потушить тоску и неудовлетворенность — все это заставляет серьезно задуматься над теми причинами, которые руководили поведением и состоянием молодого Грина. В 1972 году, выпуская книгу своих рассказов, Грин закончил предисловие к ним словами: «Писание — форма терапии; иногда я удивляюсь тому, как те, что не пишут, не сочиняют музыку и не создают картины, не впадают в безумие от меланхолии и панического ужаса, который вытекает из условий человеческого существования».

В начале 20-х годов Грин начал искать выход из депрессии. По его собственному признанию, он в это время идет налево и в 1922 году даже подходит к порогу (далее…)

Образы главных героев романов Леонова

Леонид Леонов — один из самых ярких представи­телей русской советской литературы — масштабом, глубиной и щедростью таланта близок таким выдаю­щимся художникам, как Горький, Шолохов, А. Тол­стой. Но и на проблематике, и на своеобразии, и на стилистической манере его произведений лежит непо­вторимая печать творческой индивидуальности.

В наш век космических скоростей медлительно-ме­дитативная проза Леонова (процесс человеческого по­знания, при всем нарастающем ускорении его темпов, далеко не так суетлив) помогает углубленно-философ- скому постижению мира.

Взгляды Леонида Максимовича Леонова (р. 1899) претерпевали изменения в процессе выработки худож­ником целостной философско-эстетической концепции, его творчество в целом пережило существенную эволю­цию. Однако на протяжении более шести десятилетий он никогда не изменял велениям (далее…)

Творческая деятельность поэтов в 60—70-е годы

Поэзия С. Викулова насквозь гражданственна; раз­ные жанры, которые использует автор (поэтический эпос, лирическое стихотворение, басня, шутливая ода, народная песня и др.), свидетельствуют о многогранно­сти его таланта.

В 60—70-е годы плодотворно работают поэты «фронтового поколения». Огромный мир с богатством страстей и чувствований, осмысляемых под углом зре­ния человека, пережившего незабываемые годы,—пред­мет их поэзии. Тема памяти войны, осмысляемая в ис­торико-философском и психологическом плане, навсег­да «прописалась» в творчестве М. Луконина («На­поминание»), О. Берггольц («Узел»), А. Межирова («Ладожский лед»), М. Дудина («Дорога жизни») и др. И тема Родины. Россия как самое святое, что есть у человека, с ее историей, берущей начало в глубине веков, нашла своеобразное воплощение в (далее…)

Поэтика Ю. Кузнецова

Поэтика Ю. Кузнецова резко отличается от рубцов­ской своей напряженной символикой, тягой к сложным ассоциативным связям. Обращает на себя внимание своеобразная замкнутость лирического мира Ю. Куз­нецова, его предельная суровость, сдержанность. Если у Рубцова многое сопрягается по принципу близости и родства, то у Ю. Кузнецова — по контрасту. Взор поэта привлекает все, что содержит в себе антитезу: Восток и Запад (тема их борений), север и юг, зима и лето (без переходных сезонов — весны и осени), тема одиночества и тоска по единению, союзу, узам. Эта содержательная контрастность обусловливает особое сочетание противоположностей в стилевом и ладово-ритмическом строе стиха поэта. Отсюда нередкое сосед­ство слов предельно (далее…)

Творческий путь Николая Рубцова

Наследие из пяти сравнительно небольших сборни­ков стихов оставлено Николаем Рубцовым. Первая его книга — «Лирика» — увидела свет в 1965 г., послед­няя — «Зеленые цветы» — уже после гибели поэта, а между ними сборники «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969) и «Сосен шум» (1970).

Конец 50-х — начало 60-х годов — ранний период творчества Н. Рубцова. Вырабатывая свой слог и ма­неру, поэт испытывает воздействие разных течений той поры, в том числе и эстрады. Однако начиная с 1962 г. в творчестве Н. Рубцова происходит перелом. Вышедший спустя пять лет сборник стихотворений «Звезда полей» открыл для многих талант редкой силы и неповторимости.

Н. Рубцов до (далее…)

Творческие успехи Влади­мира Соколова

Когда в 1965 г. появилось стихотворение Николая Рубцова «Тихая моя родина», кажется, слово было найдено — «тихая лирика». Но это было более чем слово, ибо за ним прочитывалось целое направление нашей поэзии, идущее по сравнению с «эстрадой» иной дорогой, громкость заменившее глубиной. Крупнейшие представители его (Н. Рубцов, А. Прасолов, В. Соко­лов, Ю. Кузнецов, А. Жигулин, Н. Тряпкин и др.) отстаивали свои эстетические и нравственные принципы и делали это совсем не так, как было присуще, скажем, Е. Евтушенко или А. Вознесенскому. Если последние преимущественно отмечали, фиксировали в обострен­ной форме некоторые противоречия и сложности эпохи, то В. Соколов, Н. Рубцов, Ю. Кузнецов стремились (далее…)

Обращение А. Вознесенского к образу великого Ленина

В основе сюжета поэмы А. Вознесенского «Лонжюмо» (1962—1963) подлинный эпизод организации В. И. Лениным марксистской партийной школы в мес­течке Лонжюмо, недалеко от Парижа. Поэт обращает­ся к образу великого Ленина, чьи мысли и воля живут в сердцах и делах советских людей:

Однажды, став зрелей, из спешной повседневности мы входим в Мавзолей, как в кабинет рентгеновский, вне сплетен и легенд, без шапок, без прикрас, и Ленин, как рентген, просвечивает нас. Мы движемся из тьмы, как шорох кинолентин: «Скажите, Ленин, мы — каких Вы ждали, Ленин?! Скажите, Ленин, где победы и пробелы? Скажите — в суете мы суть не проглядели?..» (…) «Скажите, Ленин, в нас идея (далее…)