Все эссе в разделе: Библиография

Приветствие

https://blogun.ru/teamedcjbcbeg.html

Образы главных героев романов Леонова

Леонид Леонов — один из самых ярких представи­телей русской советской литературы — масштабом, глубиной и щедростью таланта близок таким выдаю­щимся художникам, как Горький, Шолохов, А. Тол­стой. Но и на проблематике, и на своеобразии, и на стилистической манере его произведений лежит непо­вторимая печать творческой индивидуальности.

В наш век космических скоростей медлительно-ме­дитативная проза Леонова (процесс человеческого по­знания, при всем нарастающем ускорении его темпов, далеко не так суетлив) помогает углубленно-философ- скому постижению мира.

Взгляды Леонида Максимовича Леонова (р. 1899) претерпевали изменения в процессе выработки худож­ником целостной философско-эстетической концепции, его творчество в целом пережило существенную эволю­цию. Однако на протяжении более шести десятилетий он никогда не изменял велениям (далее…)

Творческая деятельность поэтов в 60—70-е годы

Поэзия С. Викулова насквозь гражданственна; раз­ные жанры, которые использует автор (поэтический эпос, лирическое стихотворение, басня, шутливая ода, народная песня и др.), свидетельствуют о многогранно­сти его таланта.

В 60—70-е годы плодотворно работают поэты «фронтового поколения». Огромный мир с богатством страстей и чувствований, осмысляемых под углом зре­ния человека, пережившего незабываемые годы,—пред­мет их поэзии. Тема памяти войны, осмысляемая в ис­торико-философском и психологическом плане, навсег­да «прописалась» в творчестве М. Луконина («На­поминание»), О. Берггольц («Узел»), А. Межирова («Ладожский лед»), М. Дудина («Дорога жизни») и др. И тема Родины. Россия как самое святое, что есть у человека, с ее историей, берущей начало в глубине веков, нашла своеобразное воплощение в (далее…)

Поэтика Ю. Кузнецова

Поэтика Ю. Кузнецова резко отличается от рубцов­ской своей напряженной символикой, тягой к сложным ассоциативным связям. Обращает на себя внимание своеобразная замкнутость лирического мира Ю. Куз­нецова, его предельная суровость, сдержанность. Если у Рубцова многое сопрягается по принципу близости и родства, то у Ю. Кузнецова — по контрасту. Взор поэта привлекает все, что содержит в себе антитезу: Восток и Запад (тема их борений), север и юг, зима и лето (без переходных сезонов — весны и осени), тема одиночества и тоска по единению, союзу, узам. Эта содержательная контрастность обусловливает особое сочетание противоположностей в стилевом и ладово-ритмическом строе стиха поэта. Отсюда нередкое сосед­ство слов предельно (далее…)

Творческий путь Николая Рубцова

Наследие из пяти сравнительно небольших сборни­ков стихов оставлено Николаем Рубцовым. Первая его книга — «Лирика» — увидела свет в 1965 г., послед­няя — «Зеленые цветы» — уже после гибели поэта, а между ними сборники «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969) и «Сосен шум» (1970).

Конец 50-х — начало 60-х годов — ранний период творчества Н. Рубцова. Вырабатывая свой слог и ма­неру, поэт испытывает воздействие разных течений той поры, в том числе и эстрады. Однако начиная с 1962 г. в творчестве Н. Рубцова происходит перелом. Вышедший спустя пять лет сборник стихотворений «Звезда полей» открыл для многих талант редкой силы и неповторимости.

Н. Рубцов до (далее…)

Творческие успехи Влади­мира Соколова

Когда в 1965 г. появилось стихотворение Николая Рубцова «Тихая моя родина», кажется, слово было найдено — «тихая лирика». Но это было более чем слово, ибо за ним прочитывалось целое направление нашей поэзии, идущее по сравнению с «эстрадой» иной дорогой, громкость заменившее глубиной. Крупнейшие представители его (Н. Рубцов, А. Прасолов, В. Соко­лов, Ю. Кузнецов, А. Жигулин, Н. Тряпкин и др.) отстаивали свои эстетические и нравственные принципы и делали это совсем не так, как было присуще, скажем, Е. Евтушенко или А. Вознесенскому. Если последние преимущественно отмечали, фиксировали в обострен­ной форме некоторые противоречия и сложности эпохи, то В. Соколов, Н. Рубцов, Ю. Кузнецов стремились (далее…)

Обращение А. Вознесенского к образу великого Ленина

В основе сюжета поэмы А. Вознесенского «Лонжюмо» (1962—1963) подлинный эпизод организации В. И. Лениным марксистской партийной школы в мес­течке Лонжюмо, недалеко от Парижа. Поэт обращает­ся к образу великого Ленина, чьи мысли и воля живут в сердцах и делах советских людей:

Однажды, став зрелей, из спешной повседневности мы входим в Мавзолей, как в кабинет рентгеновский, вне сплетен и легенд, без шапок, без прикрас, и Ленин, как рентген, просвечивает нас. Мы движемся из тьмы, как шорох кинолентин: «Скажите, Ленин, мы — каких Вы ждали, Ленин?! Скажите, Ленин, где победы и пробелы? Скажите — в суете мы суть не проглядели?..» (...) «Скажите, Ленин, в нас идея (далее…)

Творчество Е. Евтушенко

Е. Евтушенко — поэт открытых эмоций, решительно и определенно заявляющий о своих симпатиях и анти­патиях. Быстрый отклик на текущие события — харак­терная черта не только многих его стихотворений, но и произведений крупной лиро-эпической формы.

Поездки за рубеж в 60-е годы дали Е. Евтушенко богатый материал (сб. «Взмах руки», 1962). Стремясь как можно более впечатляюще раскрыть сущность уви­денного, поэт сознательно заостряет сюжет и конфликт, чтобы затем саркастически едко завершить финальную строку. Публицист по складу дарования, Е. Евтушенко и в последующие годы вновь и вновь обращается к за­рубежным темам (стихи о героической борьбе вьетнам­ского народа, о трагедии Чили). В 1968 г. он заверша­ет поэму (далее…)

Ранний творческий путь Василия Шукшина

Творческий путь Василия Шукшина даже не восхождение, а стремительный взлет к зрело­сти художнической мысли, мудрости. При этом поража­ет одержимость, можно сказать даже неистовость его совершенно уникальной творческой деятельности. Ли­тератор, актер, кинорежиссер... За короткую жизнь снялся в 24 фильмах, причем преимущественно в глав­ных ролях. Поставил по собственным сценариям такие кинофильмы, как «Живет такой парень» (1964) , «Печ­ки-лавочки» (1973), «Калина красная» (1974).

Если брать только одну сферу деятельности — лите­ратуру, то и здесь вклад будет весьма значителен. Перу писателя принадлежат два романа, шесть повестей, множество рассказов и книга публицистики. Однакр суть дела не в количестве произведений и многообразии таланта. Чем бы ни занимался Шукшин, (далее…)

Роль фольклорной традиции в творчестве Залыгина

В романах «Комиссия» и «После бури» основные фабульные ходы определяют уголовно-детективные со­бытия: зверское убийство главного героя Николая Ус­тинова в «Комиссии», прихотливые перипетии личной жизни Петра Васильевича (Николаевича) Корнилова в годы гражданской войны и нэпа — в романе «После бури». Однако не детективно-криминальные истории являются осью сюжета, а сложные, глубокие, неповто­римые человеческие характеры. Причем это люди, раз­мышляющие о многих важных предметах бытия: будь то простой крестьянин Николай Устинов или бывший приват-доцент Петр Корнилов.

Как мы знаем, детективный жанр берет начало от новеллы Эдгара По «Убийство на улице Морг» (1841) и повести «Золотой жук» (1843). В 40-е годы XIX в. французский писатель Эжен Сю (далее…)