Лирические этапы деятельности Хераскова



Прежде всего Херасков был весьма плодовитым а поэтом-лириком. В 1762 г. вышел сборник его стихов «Новые оды» (позднее перепечатан под заглавием «Ана­креонтические оды»); в 1764 г. им были изданы «Нравоучитель­ные басни», в 1769 г.—«Философические оды или песни». Лири­ческие стихи Херасков продолжал писать до самой смерти. Наиболее характерным для Хераскова лирическим жанром яв­ляется элегически окрашенное размышление горациански на­строенного мудреца-«философа», довольствующегося «тем, что небеса послали», познавшего тщету земных «хлопот»: больших чинов, славы, богатства. Об этом на все лады и твердит Херасков в своих «философических», или «нравоучительных», одах — осо­бом жанре, основоположником которого он и является. Писал Херасков и торжественные, хвалебные оды. Но героике «гремя­щей лиры», орлиному полету высоких мыслей он предпочитает «тихое вздыханье стенящих горлиц», поэзию «нежного сердца», сентиментальную лирику «чувства», которая «приводит в слезы». Свои стихи он слагает, как позднее заявит об этом и Карамзин, для того, чтобы «понравиться любезной». Писал Херасков, осо­бенно в первый период, и в сатирическом роде. У него мы не раз встретим темы и мотивы, хорошо знакомые нам по сатирическим произведениям Сумарокова (см., например, стихотворение «Знат­ная порода», продолжающее кантемировскую линию сатиры Су­марокова «О благородстве», басню «Фонтанна и речка» и др.). Но обличительный пафос, столь сильно выраженный в стихах Сумарокова, чаще всего выступает в поэзии Хераскова в осла­бленном, притушенном виде. «Только лучше жить потише» — та­ков припев одного из его стихотворений, определяющий позицию общественного индиферентизма, который чем дальше, тем все сильнее звучит в его стихах. Обличения общественных порокс-з подменяются у него нравоучениями отвлеченно-этического харак­тера на тему о том, что богатство не приносит человеку счастья, что следует терпеливо переносить невзгоды — «жестокий рок» и т. п. Очень рано начинают звучать в стихах Хераскова нотки утомленности, пресыщения, скуки — ущербные настроения, столь несвойственные до этого поэзии классицизма, а у Сумарокова по­являющиеся лишь в последний период его творчества. Таковы, например, «Стансы» Хераскова, опубликованные еще в 1762 г.:

                        Только явятся                     К должности водит

                        Солнца красы.                     Всякого честь.

                        Всем одеваться                    Полдень приходит,—

                        Придут часы.                        Надобно есть.

                        Боже мой, боже!                   Боже мой, боже!

                        Всякий день - то же.            Всякий день то же.

Дальше следует еще семь подобных же строф, все с той же устало-тоскливой концовкой-припевом. По своей университетской деятельности Херасков имел заслуженную репутацию «покрови­теля просвещения». В 1761 г. он опубликовал свою первую дидак­тическую поэму «Плоды наук», в которой восторженно, в ломоно­совских тонах воспевал человеческий разум — «небесный дар» рассудка — «сияние наук», рассеивающее «нощь невежества». Однако наряду с этим в его лирике звучат и другие мотивы. Пышно-развратному городу он противопоставляет «простые нравы» спокойной «сельской жизни»; погоне за деньгами — лю­бование «красотами природы»; «испорченному уму» современного человека — близость к природе простого пастуха, «живущего свой век в приятнейшей свободе». Масонство Хераскова еще более усилило моралистические тенденции, присущие его творче­ству. Целый ряд стихов Хераскова прямо написан в духе масон­ского мистического аллегоризма. Масонской песнью являлся и его знаменитый гимн «Коль славен».

Всем сказанным определяется место лирики Хераскова в об­щем процессе развития нашей литературы XVIII в.; она явно находится на переходном рубеже от классицизма к сентимента­лизму. Даже привычные для классицизма темы и мотивы разра­батывает он в новых тонах, ставит на них новые акценты. Тра­диционная, завещанная еще античностью тема «золотого века» принимает у него колорит дворянского «руссоизма»; анакреонти­ческая ода превращается в сентиментальные воздыхания и т. п. Отражается это и на его поэтическом стиле и языке. Хераскову удается добиться большего изящества стихотворной формы: глад­кой текучести стиха, почти разговорной легкости синтаксических конструкций. В языке он избегает как витийственной высокости ломоносовского одического стиля, так и намеренной резкости, подчас прямой грубости сатирических произведений Сумарокова. Поучительно в этом отношении сравнить с сумароковскими прит­чами, написанными нарочито вульгарным языком, приглаженно - салонные басни Хераскова, непосредственно примыкающие к по­зднейшему басенному творчеству сентименталиста Дмитриева. Большинство стихов Хераскова написано именно таким сглажен­ным, салонно-изящным «средним штилем», подготовляющим бу­дущий «новый слог» Карамзина, недаром считавшего Хераскова самым близким себе из всех своих предшественников.

Если домашнее задание на тему: " Лирические этапы деятельности ХерасковаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.