Л. Леонов в образе романиста



Расцвет жанра романа в советской литературе. Значение со­ветского романа в постановке и решении крупнейших социаль­ных проблем эпохи строительства социализма и коммунизма. Но­ваторский характер идейно-жизненного содержания и художест­венно-образной структуры, жанровое многообразие советского романа. Леонов как виднейший представитель литературы социа­листического реализма.

Леонов — мастер современного психологического и философ­ского романа. Значение романов Л. Леонова для познания стра­ны и народа в революционную эпоху, для изучения внутреннего мира и идеалов человека социалистического общества. Идейно-образные концепции леоновской романистики.

Романы о «текущей действительности» («Вор», «Соть», «Ску­таревский»), Освоение писателем принципа отображения «трех действительностей», углубление начала историзма и эпичности в «Дороге на океан» и «Русском лесе». Элементы романтики в творчестве Л. Леонова.

Как сочетаются «событийность» и психологизм в романах Л. Леонова? «Вор» и «Дорога на океан» как психологический «рефлекс» событий. «Соть» и «Скутаревский» как романы с под­черкнутым началом «событийности». Соединение обоих начал в «Барсуках» и «Русском лесе». Приемы «прямого» и «косвенного» изображения действительности в творчестве Л. Леонова.

«Гончаровское» и «герценовское» начала в романистике Л. Леонова: идея как вывод из показа событий, героев, их дей­ствий и взаимосвязей («Барсуки», «Соть», «Скутаревский»); подчеркнутая организующе-композиционная роль идеи-«тезиса» («Вор», «Дорога на океан», «Русский лес»).

Идейное, философское начало в творчестве Л. Леонова. Со­четание в произведениях писателя живописной изобразительно­сти и психологической глубины с организующим рациональным началом. Сложный композиционный план и четкость идейно-об­разной концепции в романах Л. Леонова. Сложность архитекто­ники, четкая «концепционность» романов.

Своеобразие принципов художественной типизации характе­ров: конфликты, особенности психологизма, структура характе­ров, характер и обстоятельства, человек и его дело, эволюция героев и факторы этой эволюции. Крупнейшие художественные образы Леонова: Семен Рахлеев, Митька Векшин, Чикилев, Увадьев, Скутаревский, Курилов, Федор Таланов, Грацианский, Вихров.

Подтекст и символ как средства «экономного», емкого худо­жественного выражения сложного философского содержания, больших идейных концепций. Роль художественной детали (при­емы «логарифмирования»).

Установка автора на активно мыслящего читателя, стремле­ние художника возбудить у читателя «процессы мышления».

Своеобразие Леонова-романиста среди советских романистов (М. Горького, А. Толстого, К. Федина, М. Шолохова, А. Фаде­ева, Ф. Гладкова и др.). Значение романов Л. Леонова в разви­тии романистики и советской литературы в целом.

Если домашнее задание на тему: " Л. Леонов в образе романистаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.