Культурное содружество народов России



Значительный шаг вперед сделала в первой половине 19 века культура украинского, грузинского, армянского и других народов России.

Объединение с русским народом других народов в одном государ­стве, экономическое сотрудничество в рамках единой хозяйственной си­стемы и общая борьба против феодальной и капиталистической эксплу­атации способствовали культурному их сплочению, содружеству и вза­имообогащению. В национальных районах России возникают светские школы и университеты, которые формировали национальную интеллигенцию. Деятели национальной интеллигенции развертывают среди местного населения просветительскую деятельность, направляют ее про­тив устаревших форм жизни и взглядов. Наука, литература и искусства развивались в органической связи с общественно-политическим дви­жением.

Против политики социального и национального угнетения, проводи­мой царизмом, выступали деятели культуры Украины. В произведениях выдающихся писателей И. П. Котляревского, П. П. Гулака-Артемовского, Г. Ф. Квитки-Основьяненко, Е. П. Гребенки разоблачались наи­более реакционная сущность крепостничества, жестокость и произвол помещиков. Основоположником революционно-демократического направ­ления в украинской литературе стал Т. Г. Шевченко, который в своих произведениях вел беспощадную борьбу против крепостничества и са­модержавия. Его гениальные поэмы, стихи, рассказы призывали к борь­бе с угнетателями.

Развитие изобразительного искусства на Украине проходило тем же путем, что и в России. В нем укреплялась демократическая тенденция.

Процесс консолидации армянской буржуазной нации, борьба про­тив политики национального угнетения вызвали подъем общественно- политического движения Армении.

Выдающимся представителем армянского просветительства был X. Абовян, заложивший основы новой армянской литературы и армян­ского литературного языка. Творчество его многогранно. Он писал сти­хи, повести, рассказы, песни и романы, в которых выступал против крепостничества и колониальной политики царизма. Общественные и эс­тетические взгляды X. Абовяна формировались под влиянием передо­вой русской литературы. X. Абовян был борцом за дружбу народов Кавказа с русским народом.

Благотворное влияние передовой русской культуры и революционно- демократических идей сказалось на творческой деятельности передо­вых представителей культуры азербайджанского народа. Ярким пред­ставителем реалистической азербайджанской литературы был писа­тель М. Ф. Ахундов. В пьесах и повестях он разоблачал пороки фео­дальной верхушки, духовенства, защищал интересы угнетенного кре­стьянства, пропагандировал науку и образование. В своих философско-политических трактатах высказал мысль о необходимости свержения власти угнетателей, подчеркивал пагубное влияние ислама на жизнь народов Востока. Такую же оценку роли ислама в истории культуры дал выдающийся казахский просветитель Ч. Валиханов.

В 40-х годах XIX в. началась литературная деятельность белорус­ского поэта и драматурга В. И. Дунина-Марцинкевича.

Широкую просветительскую деятельность развернули в Грузии А. Г. Чавчавадзе и М. Бараташвили. Мотивами социального проте­ста обогащалась культура и других национальных районов России. Представители национальной демократической интеллигенции находи­ли поддержку у прогрессивной части русского общества.

Русская литература, критика и публицистика были школой художе­ственного реализма, сокровищницей освободительных идей. Плодотвор­ным было содружество русской интеллигенции и интеллигенции других народов России. В свою очередь, знакомство с творчеством лучших представителей национальной интеллигенции обогащало русских писа­телей, художников, композиторов, ученых знанием жизни разных на­родов и ставило перед ними вопрос о путях решения жгучих социаль­ных и политических проблем, стоящих перед страной.

Если домашнее задание на тему: " Культурное содружество народов РоссииШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.