Культура России в эпоху империализма



В России в начале XX в. в области общественной жизни обострилась борьба между двумя культурами переживавшей кризис и упадок культурой господствующих классов — дворянства и буржуа­зии — и культурой народной, демократической, пролетарской, вдохнов­ляемой идеями революционного переустройства загнивающего буржу­азно-помещичьего общества.

После поражения первой русской революции контрреволюционные силы перешли в наступление и на идеологическом фронте. Идеологи буржуазии открыто переходят в лагерь реакции и поднимают знамя идеализма и мистицизма. Наиболее ярким проявлением либерального ренегатства был выход сборника «Вехи». Авторы сборника в своих статьях вели борьбу против демократического движения масс, против марксизма и призывали русскую интеллигенцию благословлять цар­скую власть. В период жестокой реакции усилилась волна великодер­жавного шовинизма, местного буржуазного национализма. Массовыми тиражами начали выходить книги, содержащие, как отмечал В. И. Ле­нин, «…сплошной поток реакционных помоев, вылитых на демокра­тию» Распространение упаднических настроений, философского идеа­лизма, поповщины, формалистических направлений и богоискательст­ва в художественной литературе свидетельствовало об упадке дворян­ской и буржуазной культуры.

В отличие от буржуазно-помещичьей культуры культура демокра­тическая переживает подъем. В демократической культуре периода империализма утверждается революционная тенденция развития, пред­ставленная пролетарским мировоззрением, научным коммунизмом. Ос­вободительное движение поднимается на высшую ступень — пролетар­скую, Россия становится родиной ленинизма — высшего достижения русской и мировой культуры. Многогранная деятельность В. И. Ленина была весомым вкладом в развитие различных отраслей всемирной культуры; она благотворно повлияла на русскую и мировую прогрес­сивную культуру. Борьба за развитие демократической, пролетарской культуры становится важной составной частью всего революционного движения в России.

Период пролетарского освободительного движения нашел свое яр­кое выражение в творчестве А. М. Горького (1868—1936). В его худо­жественных произведениях отразились становление и размах рабочего движения России. В образах Сокола, Буревестника пролетарский пи­сатель показал революционное пробуждение рабочего класса, воспевал надвигавшуюся бурю революции. Творчество А. М. Горького свиде­тельствовало, что он связал себя с рабочим движением, с большевист­ской партией. Он положил начало пролетарской литературе и социа­листическому реализму.

Под влиянием творчества А. М. Горького выросли ряды пролетар­ских писателей. Вокруг него объединились пролетарские писатели — Д. Бедный, А. С. Серафимович. В 1912 г. началась творческая деятель­ность В. В. Маяковского.

Значительных успехов достигла русская литература критического реализма. Продолжал свою деятельность А. Н. Толстой. Выдающимся представителем критического реализма был А. П. Чехов, творчество которого объективно способствовало формированию революционного мировоззрения масс.

В конце XIX в. расцветает творчество писателен Д. Н. Мамина-Си­биряка, В. Г. Короленко, появляются новые писатели, рисующие прав­дивые и яркие картины русской действительности,— А. И. Куприн, И. А. Бунин, В. В. Вересаев.

В тесной связи с русской литературой развивалась литература дру­гих народов нашей страны. Среди писателей Украины конца XIX — начала XX в. наиболее известны И. Я. Франко, М. М. Коцюбинский, Леся Украинка, П. А. Грабовский. С революционным подъемом в стра­не было связано творчество основоположников белорусской литературы Янки Купалы и Якуба Коласа. Под влиянием революционного движе­ния в стране развивалось творчество выдающихся писателей Я. Рай­ниса, А. Упита в Латвии, Ю. Жемайте в Литве, Э. Вильде в Эстонии, А. Церетели, И. Чавчавадзе в Грузии, А. Ширван-заде, О. Г. Туманяна в Армении. Революционными идеями проникнуты произведения осетин­ского поэта Косты Хетагурова, казахского акына Джамбула, лезгин­ского поэта Сулеймана Стальского.

Крупные сдвиги произошли в обстановке революционного подъема в театральном искусстве. Наиболее значительным событием было осно­вание в 1898 г. Московского Художественного театра К. С. Станислав­ским и В. И. Немировичем-Данченко. Ведущим драматургом театра в начале его существования был А. П. Чехов. Прогрессивные стремления театра нашли воплощение в драматургии А. М. Горького. Художест­венный театр дал искусству блестящую плеяду выдающихся мастеров сцены: В. И. Качалова, И. М. Москвина, М. М. Леонидова, Чехову и др.

Мировую славу русскому вокальному искусству принесли такие пев­цы и актеры, как Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова.

Развивалось театральное искусство на Украине, представленное вы­дающимися мастерами сцены М. К. Заньковецкой, П. К. Саксаганским, И. К. Карпенко-Карым, М. К. Садовским, М. Л. Кропивницким. Укра­инское театральное искусство росло и крепло в творческой взаимосвя­зи и дружбе с передовыми русскими театрами.

Национальное театральное искусство развивалось в Латвии, Литве, Эстонии, Молдавии, Грузии, Армении, Азербайджане.

В начале XX в. в области изобразительного искусства реалистиче­ские традиции развивали И. Е. Репин, В. А. Серов, В. И. Суриков, А.М. Васнецов, М. В. Нестеров. К этому времени относится начало творческой деятельности художников и скульпторов И. Э. Грабаря, К. Ф. Юона, Б. М. Кустодиева, С. Т. Коненкова.

В тесной связи с передовыми направлениями культуры развивалась музыка в России. Наряду с С. И. Танеевым, А. Н. Скрябиным, А. К. Глазуновым, С. В. Рахманиновым появляются новые талантли­вые композиторы — А. С. Аренский, В. С. Калинников, М. М. Ип­политов-Иванов. В 1906 г. была создана в Москве Народная консер­ватория. Значительное распространение приобрели революционные песни.

Больших успехов достигло музыкальное искусство народов России. М. А. Баланчивадзе и 3. П. Палиашвили создали первые грузинские оперы. В Армении основателем национальной классической музыки был А. А. Спендиаров, в Азербайджане — У. Гаджибеков. На Украине наряду с Н. В. Лысенко выдвинулись такие передовые деятели музы­кальной культуры, как К. Г. Стеценко, Н. Д. Леонтович.

Борьба демократической культуры против идеологии господствую­щих классов развернулась в области просвещения. Самодержавие, цер­ковь, реакционные политические организации стремились к тому, чтобы удержать народные массы в повиновении, в невежестве. Средних школ в стране было мало. По уровню народного образования Россия была самой отсталой страной в Европе. В конце XIX в. 76 % населения было неграмотным. Особенно низким был уровень грамотности среди угне­тенных народов. Многие народы не имели собственной письменности. «Такой дикой страны, — писал В. И. Ленин, — в которой бы массы на­рода настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, — такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России».

В Программе партии, принятой II съездом РСДРП в 1903 г., сфор­мулировано требование о праве всех народов России получать обра­зование на родном языке. За широкую демократизацию образования выступали и представители крестьянства и мелкой буржуазии. Под влиянием революционного подъема начала XX в. создаются доброволь­ные просветительские товарищества, народные университеты, рабочие курсы.

Достойный вклад в развитие мировой культуры внесли передовые ученые России. Широкую известность приобрели труды выдающихся биологов К. А. Тимирязева (1843—1920) и И. И. Мечникова (1845— 1916), великого физиолога, создателя материалистического учения о высшей нервной деятельности И. П. Павлова (1849—1936). Открытия Павлова знаменовали новый этап в развитии физиологической науки, стали надежным оружием в борьбе против идеализма.

Мировое признание получили опыты великого преобразователя при­роды И. В. Мичурина (1855—1935). Впервые в истории биологии он доказал возможность управлять развитием растительных организмов, что было блестящим подтверждением принципов диалектического ма­териализма.

Ученые России достигли больших успехов в области авиации. «От­цом русской авиации» назвал В. И. Ленин Н. Е. Жуковского, создав­шего теоретические основы воздухоплавания и самолетостроения. Тео­рию реактивных полетов разработал К. Э. Циолковский. На основании точных математических расчетов он впервые доказал возможность по­лета в космос с помощью реактивного двигателя.

Значительных успехов достигла географическая наука в России. Известный ученый и путешественник П. К. Козлов исследовал Тибет и Центральную Азию. Мужественный исследователь Арктики Г. Я. Се­дов организовал экспедицию на Северный полюс.

В культурной жизни России участвовали многочисленные нации и народности, и каждая из них вносила свой вклад в развитие отечест­венной культуры. В ней наряду с культурой господствующего класса все явственней укреплялись демократические и социалистические эле­менты, выражавшие прогрессивные тенденции в развитии науки и ис­кусства. Лучшие демократические и социалистические традиции куль­туры народов России после победы социалистической революции полу­чили свое дальнейшее развитие в советской социалистической культуре.

Если домашнее задание на тему: " Культура России в эпоху империализмаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.