Кружок Державина. Этапы тесного общения с друзьями литераторами



Творческая деятельность Державина проходила в тесном общении с несколькими друзьями-литераторами: Н. А. Львовым; автором «Оды на раб­ство» и «Ябеды» В. В. Капнистом; И. И. Хемницером. Со всеми ними Державин сблизился в год своего творческого перелома, в 1779 г.,— время написания «Стихов на рождение в Севере пор­фирородного отрока». Личная и литературная близость закрепи­лась родственными связями. Капнист, Львов и Державин были женаты (Державин — вторым браком) на сестрах Дьяковых, выдававшихся не только красотой, но и образованностью и ода­ренностью в области искусства (жена Львова, Мария Алексеевна, которой Хемницер посвятил свои басни, сама писала стихи). Друзья помогали друг другу литературными советами и указа­ниями. На рукописях стихов Державина имеются довольно мно­гочисленные следы поправок Львова и Капниста, отчасти при­нятых поэтом. С тем же сталкиваемся в рукописях Хемницера. Знаток античных языков и литератур, Капнист способствовал широкому ознакомлению с ними Державина. Наибольшим авто­ритетом в кружке в отношении вопросов эстетики и литератур­ного вкуса пользовался Николай Александрович Львов (1751 — 1803), разносторонне одаренный человек, сочетавший в себе поэта, живописца, архитектора, знатока музыки, механика, гео­лога, изобретателя. Львов решительно выступал против ритори­ческой высокопарности в поэзии, выдвигая принципы есте­ственности и простоты. Усиленно интересовался Львов русским народным творчеством, являясь одним из наиболее горячих про­пагандистов сближения с ним литературы. В 1790 г. им, как уже упоминалось, было издано «Собрание русских народных песен с их голосами», т. е. музыкальными записями, сделанными Прачем. 15 предисловии Львов подчеркивал значение народного языка и стиха, народно-поэтических преданий, народно-песенных мело­дий как материала, не только исключительно важного для позна­ния национального характера, но и представляющего драгоцен­ные источники вдохновений для поэтов и композиторов. На на­родных песнях — «ямских, хватских, удалых», «с заливцем» — в основном построил он сам написанную им несколько ранее комическую оперу «Ямщики на подставе» (1777—1778). Равным образом Львов призывал от силлабо-тонического стихосложения обратиться к чистому тонизму народной поэзии. Сам он написал несколько стихотворений размером народных песен и начал боль­шую поэму — «Богатырская песнь» «Добрыня», которую стре­мился сделать «в совершенно русском вкусе» и по форме, и по содержанию. Написан «Добрыня» вольным тоническим разме­ром. При жизни Львов печатался очень мало; первая глава «Добрыни» была напечатана только после его смерти; большая часть его стихов и до сих пор не опубликована. Это обусловило сравнительно мало заметное место Львова в истории нашей литературы. Между тем творчество Львова и своеобразно, и симптоматично. Излюбленным его стихотворным жанром были непринужденно-шутливые дружеские послания. Писал он и сен­тиментальные любовные романсы. Все это — ив особенности на­стойчиво и энергично выдвигаемое им требование народности — делает Львова одним из предшественников не только нашего сен­тиментализма, но и нашего романтизма. Гораздо большее исто­рико-литературное значение имеет творчество Капниста (о нем см. в глазе «Драматургия 60-х—90-х годов») и Хемницера.

Если домашнее задание на тему: " Кружок Державина. Этапы тесного общения с друзьями литераторамиШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.