Краткий пересказ романа Дрэббл «Зона согласия»



(Начало читайте в статье «Изложение сюжета романа Дрэббл «Зона согласия»)

Как Кейт, так и Хью (при всей тяжести пережитого им на войне) убеждены в том, что «все будет когда-то хорошо», должно быть хорошо. И Кейт вторит человеку, которого уже, может быть, любит, как он давно любит ее,— «мне все время казалось, что жизнь моя как-то заклинилась, перестала двигаться вперед, остановилась… Может быть, мир и шел вперед, но мы стояли на месте». И продолжает: «В течение многих месяцев у меня было такое ощущение, что земной шар как-то поскользнулся и я с него слетела, потеряв равновесие. Объяснить вам это я не могу, но ощущение это меня не оставляет. Как будто наша планета летит куда-то в темноту, потеряв ориентир, поскользнувшись. И мне думается иногда, что я провалилась в пустое пространство, потому что земля ушла из-под ног».

«Но это был сон?»— спрашивает Хью. «Нет, это было осознанное или, если хотите, одно из тех, лишь наполовину осознанных ощущений, которые похожи на воспоминание о сне…» Насилие. Злоба. Жестокость. Все то… с чем так часто за последние годы приходилось встречаться.

Меняется У Дрэббл не только стиль письма, не только акценты, которые она ставит на том, о чем пишет, но и ее понимание мировой ситуации. Если и в «Златых мирах» и в «Ледяном веке» она обнаруживала порой неполное понимание международной ситуации и расстановки сил на земле, то в «Зоне согласия» она, слушая Муджида, многое понимает лучше и верней, чем прежде. И лучше понимает окружающий мир сама.

Роман называли открытым. Думается мне, напротив: именно этот роман Дрэббл имеет закономерный финал. Праздник, устроенный героиней в честь дня рождения ее старшего сына (ему исполнилось 19 лет), имеет в известной степени символическое значение. В доме Кейт, известной журналистки, человека с именем в довольно широких кругах британского общества, не говоря о Лондоне, готовится вечер — вечер юности, но и созревания. Майкл уже не ребенок, зависевший некогда от матери. Это разумный и взрослый человек, готовый даже поддержать мать, и в нем Кейт (и Дрэббл) видит то будущее, в которое она так горячо хочет верить.

Еще недавно оптимистом в английской литературе выступал, может быть, один Колин Уилсон. Дрэббл, мало похожая на него и стилем письма, и проблематикой, сходится со своим современником в одном: она верит в будущее своей страны и, может быть, даже в будущее человечества. Путь ее не окончен, и хочется думать, что это путь в гору и путь к свету, а не под гору и в темноту, как у иных наших современников… Я вижу перед собой не только книгу, написанную Дрэббл несколько лет назад. Я вижу живую Мэгги, всего год назад сидевшую в той комнате, в которой я сейчас пишу эти строки. Вижу ее и в Лондоне за ее столом. Автор «Зоны согласия» кажется мне писателем, идущим к новым свершениям.

«Я кончаю еще одну книгу,— прочла я сегодня, 20 июля, в письме, пришедшем с утренней почтой,— написана и другая. Она уже вышла из печати!» И не могло быть иначе, говорю я себе, с удовлетворением прочитывая еще раз письмо в голубом конверте.

Тед Стеннет — муж Ивлин — уже не первый год состоит в связи с Кейт, о чем Ивлин знает, относясь философски к этому союзу. Кейт тем временем готовится к разводу с Армстронгом — молодым еще, как и она, художником, с которым потеряла взаимопонимание… Впрочем, связь с Тедом со временем оборвется, но без острых переживаний и ощущений незаменимости утраты.

Подробно говорится об идеалах, или «корнях», Кейт.

Корни эти не похожи на те, которые характерны для интеллигентной семьи Дрэббл, а потому причисление романа к автобиографическим малообоснованно. Отец Кейт, мистер Флетчер, рабочий-ассенизатор, ежедневно спускающийся в недра города своего проживания,— человек большой силы воли и характера, не видящий позора в своей «грязной» работе очистителя канализации. Но семья Флетчеров, хоть и уважаемая всеми, не подходит Кейт, которая рано находит себе профессию по душе, став журналисткой, и уходит из дома. Она приобретает имя и известность.

В ходе последних лет стиль Дрэббл совершенствуется, и задачи, которые она ставит перед собой, становятся все более ответственными и важными.

«Зона согласия»— «роман с секретом». Писательница в нем очень наглядно поставила вопрос смены поколений, что, однако, не кажется ей и не звучит у нее трагически.

Молодежь она видит перед собой разную. И собственный сын Майкл, и дочь подруги Стелла отнюдь не походили на дешевую молодую актрису, с которой Кейт столкнула жизнь. Они все разные, те, что придут на смену как ей, так и Хью, как Ивлин, так и ее детям…

Интонация Дрэббл —«атмосфера» ее книги заметно отлична от той, которая была столь отчетливо выявлена в «Ледяном веке». Как бы ни расходились во мнениях люди ее — Кейт — поколения (Теда, Хью, Ивлин и других) и молодых из разных пластов общества, разных возрастов и профессий (или отсутствия таковой), Дрэббл верит в то, что есть возможность найти общий язык с теми, кто еще только нащупывает свои пути в жизни и ищет в ней свое место.

Растут дети как в семье Кейт, так и в семье Ивлин. И Кейт и Ивлин уделяют им много внимания, не стесняя их инициативу и индивидуальность. Но главным в жизни подруг — во всяком случае Кейт — остается все же их собственный труд, и собственная жизнь, и удачно найденное призвание. И Кейт и Ивлин всегда и заняты и воспитывают детей без суеты и «излишних» эмоций. Все сказанное об отношениях этих занятых женщин с детьми напоминает мне живо отношение со своими детьми автора романа.

Заслуга Дрэббл в построении этой книги в том, что каждый из героев на своем месте и жизнь их течет как по заданному маршруту. Показано это движение превосходно:

В книге радует сбалансированность структур, гармония частей, эпизодов и характеров.

«Зона согласия» превосходно построенный роман. Он насыщен информацией, лишен каких-либо обертонов, которые еще были заметны в «Златых мирах» и даже «Ледяном веке».

Когда связь Кейт с Тедом слабеет и обрывается, каждый из них идет дальше по своей житейской магистрали, сохраняя дружеское взаимопонимание и уважение. Кейт постепенно все больше сближается с Хью, в котором ей импонируют скромность и огромная сила воли. Прекрасный специалист по Востоку, вдумчивый человек, потерявший в предыдущие годы немало, Хью не надевает на себя ни вериги святого, ни плащ романтических героев Байрона…

Изображение подготовки вечера в доме Кейт в честь совершеннолетия старшего сына играет в романе и композиционно и символически важную роль. Подготовка эта рисуется эмоционально и даже приподнято. Не уходя со сцены деятельной жизни,— Кейт еще намерена работать, и работать активно, не жалея сил,— молодая еще женщина ощущает локоть, на который сможет и захочет опереться. Майкл понимает мать, как она понимает его, и нигде в романе не звучат плачевные ноты «ухода со сцены» и печального «финиша».

Дарование Дрэббл, сила ее реалистического мастерства поставили ее в ряды зрелых прозаиков Великобритании сегодняшнего дня. Но следует уточнить: Маргарет Дрэббл писательница среднего поколения. Превосходно зная классику, она шла по своим путям реализма, никогда не подражая мастерам, не пытаясь выступить чьей-то ученицей. Но она не должна, с другой стороны, причисляться к молодым писателям, выступившим в конце 70-х, главным образом в 80-х годах, о которых речь впереди.

Молодые авторы, выступившие в 80-х годах, идут по другим литературным путям даже тогда, когда считают себя реалистами (как М. Эмис или К. Прист), и тематика их иная.

Содержание эпохи, когда начали писать «молодые», совсем иное, чем то, когда начинала (в 60-х годах) писать Дрэббл. В каком направлении пойдет ее творчество дальше, сегодня еще сказать нелегко. Сотрудничество с М. Холройдом, с которым Мэгги свела жизнь, его влияние на нее могут оказать существенное воздействие на дальнейший путь писательницы. Если признать, что Дрэббл стоит в настоящее время на перекрестке, то перекресток этот может оказаться началом пути к новому содержанию и форме. Творческих сил у Дрэббл на это достаточно.

Если домашнее задание на тему: " Краткий пересказ романа Дрэббл «Зона согласия»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.