Краткие и отрывочные наброски литературных произведений Пушкина



Две большие драмы не были доведены до конца: «Русалка» (1829 — 1832) и «Сцены из рыцарских времен» (1835). От восьми неосуществленных драматургических замыслов сохрани­лись лишь краткие и отрывочные наброски, не дающие закон­ченного представления, о характере произведения в целом: «Скажи, какой судьбой...» (1821), «Вадим» (1821—1822), «Насилу выехать решились из Москвы...» (1827), «Она меня зовет...» (1827—1828), «Через неделю буду в Париже...» (1834—1835), «Папесса Иоанна» (1834—1835), «И ты тут был...» (1835), «От этих знатных господ...» (1835).

О двух комедиях лицейского периода нам ничего не из­вестно, кроме их заглавий: «Так водится в свете» (1812 — 1813) и «Философ» (1815—1816). Наконец, замыслы шести драм и одной комедии, невидимому, не были реализованы совсем и известны лишь по заглавиям: «Ромул и Рем» (1826— 1828), «Иисус» (1826—1828), «Беральд Савойский» (1826— 1828), «Павел I» (1826—1828), «Димитрий и Марина» (1826— 1828), «Курбский» (1826—1828) и «Влюбленный бес» (1826—1828).

Своей работе в области драматургии Пушкин придавал особое значение, учитывая назревшую необходимость преобра­зования на новых началах всей русской драматической и театральной системы. «Дух века, — писал он, — требует важ­ных перемен и на сцене драматической». Первую свою закон­ченную трагедию «Борис Годунов» Пушкин расценивал как шаг исключительного значения в этом направлении. «Успех или неудача моей трагедии, — писал Пушкин, — будет иметь влия­ние на преобразование драматической нашей системы». По­лучив от Пушкина план трагедии «Борис Годунов», Н. Н. Раевский писал ему: «Итак, вам будет суждено проло­жить дорогу и национальному театру».

Между тем драматургическое наследие Пушкина до сих пор остается одной из мало изученных областей пушкино­ведения.

Прижизненная Пушкину критика оказалась не в состоянии подняться до понимания новаторского значения его драматур­гической деятельности.

Все многообразие откликов, появлявшихся при жизни Пуш­кина на его первую трагедию, представляет собой разительную картину острейшей борьбы различных, порой прямо противопо­ложных и резко враждебных друг другу лагерей русской обще­ственной мысли.

Критика из враждебного Пушкину лагеря рептильной пе­чати булгаринской ориентации воспользовалась выходом в свет «Бориса Годунова», чтобы свести личные счеты с великим поэтом.

Смелость, с которой Пушкин разрабатывал новые пути развития русской реалистической драматургии, была столь значительна, что критики, подходившие к пушкинской траге­дии с позиций классицизма, шокированные необычностью художественных средств, попросту отказывали «Борису Году­нову» в каком бы то ни было достоинстве.

Если домашнее задание на тему: " Краткие и отрывочные наброски литературных произведений ПушкинаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.