Использование традиций Шевченка в поэме «Дума про Опанаса»



Поэма Э. Г. Багрицкого «Дума про Опанаса» (1926) принадлежит к наиболее интересным и значительным поэ­тическим произведениям 20-х годов. Стремясь создать произведение народное по форме и содержанию, Багриц­ки творчески использовал традиции Шевченко, украин­ских песен (дум), русского героического эпоса («Слово о полку Игореве»). Это сказалось не только в смелом обращении к живому просторечию, в присущих народной поэзии повторах или полном душевной теплоты изображе­нии того края, где прошла молодость поэта («Тополей седая стая, воздух тополиный… Украина, мать родная, песня — Украина!»), но и в самой структуре и характере образного строя произведения, посвященного драматиче­ским событиям гражданской войны на Украине. Творче­ским претворением устно-поэтической и литературной тра­диции во многом определяется, например, олицетворение природы и связанное с ним введение в поэму хора голосов, которые оценивают поступки Опанаса, характер баталь­ных сцен (описание в духе народного сказа поединка Григория Котовского с Опанасом) и многое другое. Все эти поэтические приемы и средства обретают действенную силу и произведении, потому что выражают глубоко взволно­ванное отношение самого автора ко всему происходящему, его любовь к Родине, революционной действительности, верность коммунистическим идеалам.

Удача Багрицкого связана и с тем, что он не пошел по пути плакатного, прямолинейно-упрощенного изображе­ния гражданской войны, которым страдали некоторые произведения той поры. Поэт правдиво показал, что устра­ниться от гражданской войны, охватившей всю страну, занять нейтральную позицию, оказаться над схваткой практически невозможно. А стремление к этому объектив­но оборачивалось предательством интересов народа. Дра­матизм пути украинского хлебороба Опанаса, бежавшего из продотряда, тянущегося к земле (судьба его в чем-то перекликается с судьбой Григория Мелехова из «Тихого Дона» Шолохова), а попадающего вместо этого в банду Махно, удачно выражен в стихах:

  • Хлеборобом хочешь в поле,
  • А идешь бандитом!

Опанасу, который становится махновцем, противостоят в поэме комиссар Коган и герой гражданской войны Григо­рий Котовский. Багрицкий поэтически выразил мысль о том, что их спокойное мужество и стойкость перед лицом смертельной опасности связаны с правотой защищаемых ими идей, с верностью революционному долгу. Романтика все отчетливее обретает в творчестве Багрицкого новые черты. Она не боится обращения к будничному, во многом тяготеет к точности предметных деталей, живописной ясно­сти картин, пластичной достоверности образов. «Дума про Опанаса» — произведение, проникнутое социалистиче­ским гуманизмом, в котором эпоха гражданской войны предстала в своей реальной сложности, неповторимой поэ­тичности и суровом величии.

В середине 20-х годов в литературе громко заявила о себе плеяда молодых поэтов, которых стали называть комсомольскими прежде всего потому, что в своих произве­дениях они выразили боевой задор и энтузиазм, неуемную энергию и оптимизм комсомольского поколения. Среди этих поэтов А. И. Безыменский, А. А. Жаров, М. А. Свет­лов, В. М. Саянов, И. П. Уткин, М. Голодный, Н. И. Де отражения мирной жизни, умения распознать в будничных делах важное и высокое.

Вступив в прямую полемику с космизмом поэтов «Куз­ницы», которому сам еще недавно платил дань, Безыменский сумел в задорной, лозунговой форме передать настро­ения, отвечающие новым условиям жизни:

  • Довольно неба
  • И мудрости вещей!
  • Спуститесь в будни страны своей!
  • Откиньте небо! Отбросьте вещи!
  • Давайте землю
  • И живых людей!

Растерянности и унынию, связанным с непониманием сущности нэпа и реальных перспектив развития советского общества, комсомольские поэты противопоставили жизне­утверждающие мотивы, лирику, тесно связанную с по­вседневным бытом и в то же время устремленную в буду­щее. Характерны в этом смысле стихи А. Жарова. Они привлекали молодежь своим оптимизмом, умением пока­зать героику и романтику повседневной жизни, гибкими и разнообразными формами стиха. Особенным успехом пользовалась поэма «Гармонь» (1926), отличающаяся подлинно народным строем чувств, живыми, разговорными интонациями, задушевностью, песенным лиризмом. Глав­ным достоинством этого произведения является, несомнен­но, поэтическое изображение новых отношений, склады­вавшихся на селе, правдивое воспроизведение быта, ду­шевного склада и устремлений деревенской молодежи 20-х годов:

  • Далекий путь — лесами, сжатой рожью —
  • В цветистом шуме показался май…
  • Звенит гармонь.
  • И вместе с молодежью
  • Леса поют «Интернационал»…
  • И даже ветер подпевает тонко,
  • Лаская свежестью шумящий день…
  • Гармонь, гармонь!
  • Родимая сторонка!
  • Поэзия
  • Советских
  • Деревень!..

Претворяя в художественные образы реальные факты, связанные с острой классовой борьбой в деревне, создает поэму о смелом трактористе, герое-комсомольце И. Молча­нов («Петр Дьяков», 1929).

Если домашнее задание на тему: " Использование традиций Шевченка в поэме «Дума про Опанаса»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.