Искусство России в 60— 90-е годы



Реалистическое направление окончательно победило в изобразительном искусстве. Темати­ка передового изобразительного искусства, так же как и литературы, основывалась на принципах революционно-демократической эстетики. В 1863 г. 14 художников оставили Академию художеств, протестуя про­тив академизма, против традиции писать картины на мифологические сюжеты в стиле классицизма. Идейно-художественным центром, пропа­гандирующим идеал реалистического искусства, неразрывно связанного с передовыми общественными идеалами, стала созданная ими художе­ственная артель. В 1870 г. на основе артели художников создано «То­варищество передвижных художественных выставок». Передвижники отказались от обветшалых академических традиций и поставили своей целью отстаивать принципы критического реализма и народности, ши­роко популяризировать реалистическое искусство. Свои художествен­ные выставки они открывали вначале в Петербурге и Москве, а затем перевозили во многие города страны (Киев, Харьков, Одессу, Казань, Ригу и др.). Организаторами «Товарищества передвижников» были И. Я. Крамской, В. Г. Перов, Г. Г. Мясоедов, Я. Я. Ге. Среди худож­ников-передвижников — Я. А. Касаткин, И. А. Куинджи, В. М. Васне­цов, И. И. Левитан, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, Н. Я. Ярошенко и др. Они развивали все жанры жи­вописи (бытовой, исторический, портретный, пейзаж) и тесно связыва­ли свое искусство с актуальными проблемами современности с инте­ресами народных масс. По духу творчества передвижники тесно связаны с разночинско-демократическим этапом освободительного дви­жения.

Подъем общественной жизни нашел свое проявление в музыкаль­ном искусстве. Возникли первые музыкальные организации: Русское музыкальное товарищество, музыкальная школа. В конце 50-х — начале 60-х годов в музыке сформировалось творческое направление, связан­ное с именем М. А. Балакирева. Это было творческое содружество выдающихся русских композиторов — М. А. Балакирева, А. П. Бородина, 1L А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, Ц. А. Кюи. В их творче­стве большое место занимали темы из отечественной истории, образы народного быта, сказок и эпоса. Идеологом этого направления был ис­кусствовед В. В. Стасов, назвавший кружок композиторов-единомыш­ленников «Могучей кучкой». Творческая программа и эстетические принципы реалистического направления в музыке складывались под влиянием демократической идеологии 60-х годов.

Выдающееся место в развитии русской музыки принадлежит Л. И. Чайковскому (1840—1893), автору девяти опер, шести симфоний, трех балетов, многих инструментальных концертов и романсов. Гений русской и мировой музыки с благоговением относился к М. И. Глинке и был продолжателем его дела.

Лучшие реалистические традиции нашли свое развитие в театраль­ном искусстве. Всенародное признание завоевало творчество артистов Малого театра — М. II. Ермоловой, Г. II. Федотовой, А. ГІ. Ленского, А. И. Южина-Сумбатова, выросшее и окрепшее на реалистической дра­матургии А. Н. Островского.

Характерными чертами в развитии искусства России были его глубокий демократизм и народность, обогатившие художественное развитие всего человечества.

Если домашнее задание на тему: " Искусство России в 60— 90-е годыШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.