Интермедии в школьных драмах XVIII века



Интермедиями — «междувброшенными забавными игралищами», как у нас переводили этот тер­мин,— назывались небольшие сценки, обычно весьма комического свойства, которые исполнялись в промежутках между действиями школьной драмы. Иногда эти сценки представляли собой паро­дийную перелицовку содержания основной пьесы, но чаще всего не имели с ней ничего общего. Порой это были просто комические монологи, но чаще они являлись небольшими самостоятельными пьесками, очень сложными по содержанию и разыгрывавшимися двумя-тремя персонажами, которые имели характер постоянных комедийных масок. Основой для интермедий нередко служили всякого рода бродячие анекдоты, частью закрепленные в сборни­ках фацеций, фабльо, басенные сюжеты и т. п. Одна из интерме­дий о старике с вязанкой дров и смерти представляет собой ин­сценировку известной басни Эзопа. Басенный характер носит и другая интермедия, о незадачливом астрологе, который «зрит» «в звезды» и попадает в яму, вызывая насмешки мужика: он пред­лагает ему полежать в яме три дня, прежде чем он его извлечет оттуда. Но это ядро обрастало разнообразным бытовым материа­лом. Исполненные грубоватого юмора, фарсовых трюков, подчас прямо непристойных, интермедии отличались примитивно-бесхитростной натуралистичностью — жизненностью содержания — и простотой языка, близкого к живому народному говору. Несо­мненна близкая связь интермедий со скоморошьими «игрищами».

В эпоху Петра интермедии наполняются злободневным обще­ственно-политическим содержанием. Во многих интермедиях вы­смеиваются враги петровских новшеств, ревнители «старины». Так, в одной из интермедий комически выведен раскольник, кото­рый, сетуя на то, что настали «последняя времяна», горько жа­луется на указы о бритье бороды, о немецком платье, о том, что «человеци ходят, як облезьяны. Вместо главных волосов носят паруки, будто немцы поганы».

В другой сценке дьячок жалостно причитает при виде подья­чего, который, согласно указу 1708 г. об обязательном обучении сыновей церковнослужителей, пришел насильно забирать его де­тей в семинарию — «серимарию», как он произносит это новое и непонятное ему слово.

Дьячок просит подьячего помочь ему избавить детей от учения, написав, «что они еще не годны летами»; тот соглашается, но, ко­нечно, за определенную мзду. Появляется второй подьячий и «купно с первым» надувает дьячка: забирает у него и деньги, и детей. На прощание подьячие вдобавок еще издеваются над лег­коверным дьячком:

  • Ну, дьячок, прощай, добрый человек.
  • Дай те бог множество лет,
  • А впредь, пожалуй, знайся с нами,
  • С подьячими, приказными строками.

Взяточничество и обманы чиновников-подьячих изобличаются и в других интермедиях. Херликин (т. е. арлекин) подает «во уч­режденную для всяких расправ канцелярию покорное доношение» от имени некоего «сибирского дворянина», который жалуется, что издавна терпит «немалые обиды» «от мух, комаров и прочия про­ныры; ни днем, ни ночью нет покою от них нигде». Судья выносит «резолюцию»: «Что б бить ему мух самому везде, не исключая никаких и нигде». Тогда Херликин начинает бить судью, и секре­таря, приговаривая, что убивает усевшихся на них мух.

Наряду с подьячими сатирической мишенью для авторов ин­термедий (здесь они продолжают традиции антиклерикальной сатиры XVII в.) являются попы и монахи.

В одной из интермедий «самой куриозной, зрителем забавной, весьма преславной о старце» сатирически изобличается распут­ный монах. В другой выводятся одновременно «поп», «подья­чий в железах» и «монах в цепи». «Поп» жалуется на то, что минуло для него прежнее доходное и привольное время; ему вторит подьячий.

После очень пространного монолога подьячего появляется «старец», который жалуется на суровость «монашеского житья»: «Я жду — вот дадут ужо мне вина напитца, || Ан велят на кирпи­чах отдохнуть ложитца»; между тем: «Не худое дело, чтобы богу молитца, || Да прежде путем надобно напитца» и т. д. Жалостные речи всех трех персонажей переходят во взаимные пререкания, заканчивающиеся общей потасовкой. В это время раздаются звуки «бычка» (народный танец) — все трое дружно пускаются в пляс. В финале на сцене оказывается гаер, который «бьет и гонит всех».

Весьма интересны интермедии в отношении их словесного оформления. Написаны они непринужденной рифмованной речью — «складной прозой». Рифмовка отличается большой воль­ностью: рифмы часто неточны, нередко заменяются приблизитель­ными созвучиями (ассонансы и т. п.), например: «Не велеть ли тебя выслать, || Чтобы ты опять к нам не рыскал»; или: «Вели поднять только чару, || Отчего будет довольно чаду»; «Я подарил тебе юбку, || Ел у тебя жареную утку» и т. п.

Отличаются — и в весьма выгодную сторону — интермедии от всех остальных явлений литературы этого времени своим чисто русским простым языком без всякой примеси славянизмов и вар­варизмов (если те или другие иной раз и вводятся, то чаще всего с иронической целью; именно так звучат славянизмы в устах при­верженца старой веры и старых обычаев). Вот, например, веселые зазыванья-прибаутки выхваляющего свой «горячий товар» улич­ного торговца пирогами — «маркитанта»:

Кто тут спрашивал подовых, господа честные? Вот у меня куды хорошие какие!

  • То здесь пироги горячи,
  • Едят голодны подьячи.
  • Вот у меня с лучком, с перцом,
  • С свежим говяжьим сердцом,
  • Масло через край льется.
  • И подлить еще довольно найдется… И т. д.

Во всем этом отрывке нет ни одного слова, взятого не из жи­вой разговорной речи. Недаром подобные бойкие присказки про­должали бытовать в народно-уличных представлениях (так назы­ваемый «Петрушка») даже еще в XX в.

Подчас интермедии из коротких сценок разрастались в целые небольшие комедии. Такова, например, дошедшая до нас в срав­нительно большом числе списков и, значит, весьма популярная интермедия о гаере. Но и независимо от этого в интермедиях мы имеем явные зачатки нашей будущей комедии. От интермедий тянутся прямые нити к ранним комедиям Сумарокова. С другой стороны, существует несомненная связь между некоторыми сатирико-обличительными интермедиями и сатирами Кантемира, а позднее и сатирическими «притчами» того же Сумарокова.

Если домашнее задание на тему: " Интермедии в школьных драмах XVIII векаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.