Интерес Вольтера



Такую же роль сыграл интерес Вольтера к Шекспиру. Как ни пытался он подчинить его своим целям, сколько оговорок ни делал, это положило начало событиям, которые потом обрушились на классицистов как лавина. За «романтической революцией» 1830 года где-то вдали витала тень Вольтера.

Но сам он уже в 60-е годы горевал о том, что познакомил французскую публику с Шекспиром и, «введя действие и театральные эффекты»2, подготовил наступившие перемены. Собрание сочинений Шекспира, предпринятое Летурнером во второй половине 70-х годов, привело его в панику, и он сделал все возможное, чтобы помешать его публикации.

Но то Вольтер! Куда меньше мы ждем подобных противоречий от реалистов, но они и там налицо. Больше всего они поражают в Лессинге – последовательном враге классицизма, человеке, абсолютно убежденном в том, что немцы должны учиться не у французов, а у англичан, и прежде всего – у Шекспира. На примере Лессинга чрезвычайно наглядно выявляется классицистская закваска просветительского реализма. Лессингу казалось, что он порвал с классицизмом, но на самом деле он только дальше других ушел от него. Он сам это понял, работая над «Эмилией Галотти»: создать трагедию, которая находилась бы в полном согласии с теоретическими основами «Гамбургской драматургии», он не сумел.

Положение создалось достаточно парадоксальное. С одной стороны, трагический жанр виделся (в этом и состояло неосознанное влияние классицизма) исключительно как жанр «чистый». С другой стороны, любой шаг по направлению к новой трагедии рождал жанры «нечистые», являвшие собой пример смешения различных эстетических принципов.

Если домашнее задание на тему: " Интерес ВольтераШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.