И. Крылов: молодость и первые драматургические опыты



Литературно-общественное возбуждение, охватившее в гро­зовой атмосфере надвигающейся французской революции нашу литературу конца века, сказавшееся.и на сатирических одах Дер­жавина, и на «Вадиме» Княжнина, достигшее высшего развития в революционном «Путешествии из Петербурга в Москву» Ради­щева, ярко проявилось и в литературной деятельности молодого Крылова.

Басенное творчество Крылова, развернувшееся уже в рамках литературы XIX века, в значительной степени заслонило собой пер­вый, добасенный период его творчества. А между тем именно в него уходят корни и Крылова-баснописца. У басенного мудреца — «дедушки» Крылова — была своя бурная, кипучая и весьма боевая литературная молодость.

Иван Андреевич Крылов (1769—1844) пришел в литературу из широких трудовых слоев общества. Еще в детстве он прошел тяжелую жизнен­ную школу. По обычаю того времени, с мало­летства он был записан на службу, однако не военную, а подья­ческую — подканцеляристом провинциального земского суда.

Когда мальчику было девять лет, умер отец; мать с двумя сы­новьями оказалась в крайней нужде, и Крылов вскоре вынужден был действительно служить. Через некоторое время семья пере­бралась в Петербург. К этому времени относится и начало лите­ратурной деятельности Крылова. В возрасте около пятнадцати лет он пробует свои силы в драматургическом жанре: пишет ко­мическую оперу «Кофейница». Пьеса Крылова, фабула которой не случайно связана с одной сатирической заметкой новиковского «Живописца», весьма характерна по своей тематике: героиня-кре­стьянка, с каноническим после знаменитой оперы Попова именем Анюта, любит крестьянина Петра. Приказчик хочет взять Анюту за себя. С целью очернить возлюбленного Анюты перед барыней, он крадет у нее дюжину серебряных ложек, одновременно подго­варивая «кофейницу» — гадалку на кофейной гуще — свалить все на Петра. В финале «кофейница» и приказчик попадаются с по­личным. Заканчивается опера счастливым браком Анюты и Петра, которого барыня ставит на место изобличенного приказчика. Пьеса начинающего автора еще очень примитивна в литератур­ном отношении. Однако сам Крылов много лет спустя в каче­стве достоинства своей детской пьесы справедливо указывал, что в ней «нравы эпохи верны». «Я списывал с натуры»,— пояснял он. Замечательна «Кофейница» и своей обличительной, несмотря на традиционно благополучную развязку, установкой — остро-сатирическим показом неистовой барыни-крепостницы, яв­ляющей собой нечто вроде фонвизинской Простаковой, но вместе с тем уже лишенной простаковской патриархальности, тронутой столичной городской жизнью, новыми привычками, модами: са­мая фамилия ее — Новомодова. Уже первый литературный опыт мальчика Крылова показателен для его литературно-обществен­ной позиции. С самого начала он вступает в ряды «критических писателей», следует традициям Новикова и Фонвизина.

После «Кофейницы» Крылов пробует свои силы в жанре «классической» трагедии: пишет трагедии «Клеопатра» (до нас не дошла) и «Филомела» (1786). Однако трагический жанр, ви­димо, наименее соответствовал характеру дарования Крылова: все его последующие опыты в области драматургии связаны по преимуществу с комедийными жанрами. Во вторую половину 80-х годов им написаны еще две комические оперы — «Бешеная семья» и «Американцы» — и две комедии — «Сочинитель в при­хожей» и «Проказники», написанные в 1787—1788 гг. В этой пьесе, являющейся по существу резкой сатирой на лица, не только проступает с наибольшей силой сатирический темперамент моло­дого Крылова, но сказывается и его воинствующая литературная позиция разночинца-демократа, резко противопоставляющего себя писателям хотя бы и оппозиционного, но дворянского лагеря. В главных персонажах «Проказников», Рифмокраде и его жене Тараторе, 19-летний Крылов осмеивает главу русской «классиче­ской» драматургии того времени «переимчивого» Княжнина и его жену-поэтессу, дочь Сумарокова. Комедия Крылова вызвана, не­сомненно, какой-то личной обидой. Он придает ей порой мало допустимый характер вторжения в семейную жизнь Княжниных. Но пасквиль подчас перерастает в социальную сатиру. Характерно уже самое начало пьесы, где героиня — слагательница нежных стихов — сразу показывается в ее подлинном облике дикой и не­истовой крепостницы, сперва угрожая своему крепостному парик­махеру «вымучить» из него «дух» палками, а затем и прямо бро­саясь на него с кулаками. Немудрено, что своей комедией Крылов нажил себе очень влиятельных врагов. Непризнанный драматург (ни одна из написанных им пьес не увидела в это время сцены), Крылов смело решает выйти в отставку и целиком отдаться лите­ратурной работе — стать писателем-профессионалом.

Если домашнее задание на тему: " И. Крылов: молодость и первые драматургические опытыШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.