И. Эренбург с романами «Буря» и его продолжением — «Девятый вал»



Значительным произведением об Отечественной войне является роман В. Катаева «За власть Советов!» (первая редакция —1949, вторая—1951; в последующих изданиях роман называется «Ка­такомбы»). Действующие в романе люди знакомы читателям по повести «Белеет парус одинокий», в которой они изображались еще совсем юными. Во второй редакции романа автор с гораздо большей эпической широтой рисует героическую борьбу одесских подпольщиков; боевая деятельность отряда Черноиваненко пока­зана как яркий эпизод всенародной партизанской борьбы, руково­димой и направляемой Коммунистической партией. Писатель рас­крывает историческую преемственность, крепко спаявшую старшее поколение большевиков с молодыми советскими людьми.

Широтой нарисованной картины отличается «Буря» И. Эренбурга — роман, охватывающий целую эпоху — от предвоенных лет до Дня Победы. Действие книги развертывается в Советском Союзе и во Франции, иногда переносится в фашистский лагерь. Столкновение двух миров воплощено здесь не только в изображе­нии двух противоборствующих сил — социализма и фашизма, но и в ряде непримиримых внутренних конфликтов, характерных для буржуазного мира, в частности для Франции, раздираемой проти­воречиями между национальными интересами народа, с од­ной стороны, и с другой — корыстными интересами буржуа­зии и буржуазных парламентариев, вступающих в сделку с фашизмом. Олицетворенный в образах коммуниста Лежана и бур­жуазного дельца Лансье, социальный конфликт приобретает и более частный, так сказать, «семейный» характер в отношениях между Лансье и его дочерью Мадо, между Мадо и ее мужем и т. п.

Водораздел, по которому проходит линия идеологического фронта, не ограничивается государственными рубежами: об этом свидетельствует антифашистская деятельность немецкой комму­нистки Анны Рот, об этом говорит и дружеская связь бойцов французского Сопротивления с советским офицером Вороновым, бежавшим из фашистского плена и возглавившим один из отря­дов «маки».

Многоплановое повествование, в котором переплетаются судь­бы многочисленных персонажей, развивается у Эренбурга в стре­мительной смене эпизодов, напоминающих подчас кинокадры. Для характеристики идейных позиций и психологии своих героев автор широко пользуется внутренним монологом, который тут же пере­ходит в авторскую речь, а затем снова возвращается к герою. Такой способ повествования позволяет писателю все время «вме­шиваться» в происходящее, высказывать свою оценку событий и людей: внутренний монолог фашистов Келлера или Марабу при этом окрашивается авторской иронией, а иногда едким сарказмом, а внутренние монологи любимых автором героев — Сергея Вла- хова, Мадо и. других — насыщаются патриотическим пафосом и лиризмом.

Рисуя борьбу двух миров, Эренбург ищет среди людей капи­талистического мира растущего или хотя бы еще только пробуж­дающегося к сознательной политической жизни героя. С глубо­ким сочувствием писатель рисует не только тех, кто, подобно Ле- жану, сознательно вступил на путь борьбы против иноземных захватчиков и французской буржуазии, но и тех, кто еще только нащупывает эти пути, подобно Мадо.

Несколько лет спустя, разрабатывая ту же проблематику и вместе с тем продолжая рассказ о судьбе героев романа «Буря», И. Эренбург выступил с романом «Девятый вал» (1951). В новом романе запечатлены исторические события 1948—1951 гг., когда особенно выросло и окрепло движение сторонников мира. Это были годы атомной истерии, годы «холодной войны» империалистов про­тив Советского Союза и стран народной демократии, «грязной войны» во Вьетнаме, кровавой авантюры против корейского на­рода.

«Девятый вал» — книга о непобедимости идей мира и дружбы народоз, о борьбе сторонников мира против реакционных кру­гов, заинтересованных в разжигании вражды между народами. Этим определяется композиция и образная система романа.

Разоблачая империалистов, готовых развязать новую крова­вую бойню, показывая на страницах романа мужественную реши­мость участников Варшавского конгресса, Эренбург всей логикой повествования утверждает: за счастье, за труд, за любовь надо бороться, защищая прежде всего мир, бороться так, как борется советский народ, как борются коммунисты Лежан, Мадо, профес­сор Дюма.

К недостаткам романов Эренбурга относятся слабая индивидуа­лизация и схема.тизм в обрисовке ряда персонажей, но сила и зна­чение романов состоит в последовательном и убедительном разоб­лачении истинных целей политики империалистов, в утверждении высоких идеалов мира и социализма.

Постоянно возвращаясь к теме минувшей войны, советские пи­сатели гневно выступали против фашизма, принесшего миру не­исчислимые бедствия, против империализма и поджигателей новой войны, за мир и мирное сосуществование народов. Советской лите­ратуре послевоенного периода принадлежит немалая заслуга в борьбе за упрочение мира, за укрепление и развитие дружбы между народами.

Размещайтесь в белый каталог сайтов, и закажите фотообои на стену и тюремные татуировки

Если домашнее задание на тему: " И. Эренбург с романами «Буря» и его продолжением — «Девятый вал»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.