Глубина содержания произведений Грина



Глубина содержания всех книг Грина достигается благодаря экономии художественных средств и их максимальной конденсации. Стиль его, даже несмотря на большое количество в тексте его книг различных тропов, предельно лаконичен, что не исключает тончайших деталей, тщательно отобранных и всегда выразительных.

Как бы сложна ни была биография Грина, как бы противоречивы ни были его взгляды, романы Грина, притом написанные в разное время, всегда содержат в той или другой мере и форме социальный критицизм. Иногда этот критицизм переходит в острую сатиру, хотя назвать автора «Ценой потери» или «Фактора человеческого» сатириком едва ли есть основание. Впервые особенно отчетливо и резко критицизм Грина выступил уже в романах 30-х годов («Меня создала Англия», «Брайтонский леденец»). Портрет Крога — норвежского миллионера и монополиста, вышедшего из рабочей среды, решен чрезвычайно тонко и в то же время столь же выпукло. Обличение фашизма выступило в романах разных лет, от «Доверенного лица» и «Поезд идет в Стамбул» до «Министерства страха», а в последующие годы — в «Комедиантах» и «Факторе человеческом».

Критицизм Грина стал острее и целенаправленнее во всех романах последних десятилетий, от «Тихого американца» (1955) до романов 80-х годов. В его книгах «Ценой потери» (1961), «Комедианты» (1966), «Почетный консул» (1973), «Фактор человеческий» (1978), «Доктор Фишер из Женевы» (1980) меньше противоречивых оценок, больше элементов сатиры.

В романе «Почетный консул» симпатии автора были, вне всякого сомнения, на стороне партии Аргентины, боровшейся против кровавой диктатуры парагвайского генерала Стресснера, и в то же время в центре внимания была не освободительная война, а проблема гуманизма в ее гриновской интерпретации и фигура Фортнума, воплощающая авторские философские принципы двойственности истины.

Грин шел налево. Перелом наметился в «Тихом американце». Все написанные после этого острокритические произведения, сохраняя черты, типичные для искусства Грина, говорят о позиции писателя, которая становится все более самостоятельной и четкой. В Гамбурге Грин говорил: «Пропаганда предназначена для того, чтобы вызвать сочувствие лишь к одной стороне.

Задача писателя — выразить сочувствие любому человеческому существу…» Вместе с тем объективно уже в «Тихом американце» совершенно очевидно, на чьей стороне сочувствие пишущего… В романе подвергается острейшей критике французская колониальная война во Вьетнаме, и в особенности роль США в ней. «Комедианты», вышедшие на десять лет позже, как бы продолжили начатую в «Тихом американце» линию в творчестве Грина.

Если «Тихий американец» был сатирой, направленной против «чистенького» интеллигента американской школы, залившего кровью вьетнамский город, то «Комедианты» были необыкновенно смелым разоблачением страшного режима Дювалье на Гаити. Заметим, что здесь впервые фашистской реакции был противопоставлен коммунист Мажьо и его единомышленники.

Несомненно, Грин шел налево… Но, выступая против фашизма и колониального произвола, находя все новые и новые формы разоблачения реакционных режимов в мире, он, с другой стороны, впервые выступил со своей идеей, развитой много позже в романе «Монсеньор Кихот»: идея эта — коммунизм в сочетании с католицизмом, высказанная впервые в письме доктора Мажьо герою романа «Комедианты» Брауну. В давней беседе с Дж. Ламбертом Грин заявил, что не может себе представить, как Восток сможет «самоопределиться без коммунизма или, во всяком случае, без какого-то сочетания коммунизма с христианством». Та же мысль выражена в предсмертном письме врача Мажьо в «Комедиантах» .

Если домашнее задание на тему: " Глубина содержания произведений ГринаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.