Герой лирики Михаила Исаковского



Герой был захвачен пафо­сом преобразований, столь характерным для эпохи 30-х годов. В стихотворении «Песня о Революции» (1936) поэт прослеживает, как судьба отдельного чело­века переплетается с историей новой России. Это не обычное стихотворение — в нем звучит интонационный лад песни. Уже начальная строка сообщает произведе­нию особую напевность: «На заре, на зорюшке ту­манной…» Вместе с тем в нем сплав песенного начала со структурой баллады, передающей не только разви­тие чувства, но и движение истории. Вот почему уже во второй строфе стихотворения отчетливо звучит эпиче­ский мотив поиска счастья. Образный строй второй и третьей строф («скупые, неласковые поля», «песня невеселая», «холодные ночи») помогает воспроизведе­нию порядка жизни, когда русский крестьянин в доре­волюционную пору вынужден был сеять «хлеб с тоскою пополам». Поэт-лирик тонко, ненавязчиво, подлинно поэтическими средствами находит образные воплоще­ния, передающие изменения не только в социальной судьбе простого труженика, но и в самом строе его души. Революция «за тыщу лет впервые руку протяну­ла мужику». Простой человек становится «хозяином суши и морей». Поэт знает, что на не испытанных историей путях ждет немало трудностей (отсюда внут­ренний драматизм его лирики), однако вера в лучшее будущее не покидает художника. «Песню о Революции» завершает мажорный аккорд, подводящий итог раз­мышлениям поэта о родине и судьбе лирического героя:

  • Я не знаю, чрез какие реки,
  • По каким пройду еще местам,
  • Только знаю, что тебя вовеки
  • Никому в обиду я не дам.

Строгость лексического состава, простота и напев­ность стиха, скупость художественных средств и вместе с тем редкостное по силе проникновение во внутренний мир человека в его соотнесенности со всей эпохой делает лирику М. Исаковского явлением большим и са­мобытным. Его поэзия открывала прекрасное в явлени­ях простой, невыдуманной жизни.

В начале 30-х годов робкие заявки на интимную лирику и пейзажные зарисовки, как правило, шли па­раллельно с раскрытием социальной тематики (сборник стихов Я. Смелякова «Работа и любовь», И. Уткина «Публицистическая лирика» и др.). Примерно с середи­ны десятилетия под воздействием изменившихся усло­вий, возросших духовных запросов читателей поэты приходят к пониманию любви (в отличие от господствовавшего прежде принципа подчинения чувства долгу, от непременного «сочетания» общественного с личным) как чувства, о котором можно и нужно говорить в пол­ный голос. Так, если в сборнике А. Прокофьева «Улица Красных Зорь» проглядывает ироническое отношение автора к теме любви, то в конце десятилетия поэт в сборнике с полемическим названием «В защиту влюб­ленных» воссоздает пленительный образ возлюбленной, который новым светом озарит все последующее творче­ство А. Прокофьева.

Если домашнее задание на тему: " Герой лирики Михаила ИсаковскогоШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.