Гармония древней русской архитектуры в рассказе «Мастер»



Полусовестливость, полугражданственность, полу­интеллигентность, полуправда — вот что страшно. За­частую подобная усеченность отнюдь не бросается в глаза, тем более что бездуховность и серость изобре­тательно прикрываются броской этикеткой, имитирую­щей вершины культуры.

А вот героя рассказа «Мастер» не привлекает над­менная изощренность готики, буржуазное искусство абсурда и наркотическое шаманство поп-музыки. Сем­ка Рысь видит красоту и гармонию древней русской архитектуры и хочет восстановить церковь с ее непоказ­ным величием, как бы противопоставляя свое понима­ние прекрасного логике сытого потребителя, в глазах которого красота начинается там, где богато и всего много.

В. Шукшин выбирает героев трудной судьбы, нелег­кой и нестандартной житейской доли. Люди Шукшина очень разные, но роднит их одно — необычайная, почти фантастическая требовательность к себе и к жизни, тоска по высочайшему идеалу, лютая ненависть к по­требительству. Его герою необходимо получить ответ на ту или иную поставленную временем задачу, причем возникает жизненная, а не житейская важность ее решения. Ставятся самые коренные для судьбы того или иного героя проблемы. Внешне они могут выгля­деть и тривиальными, и малозначительными (билетик на второй сеанс, шматок сала, микроскоп). Но писатель раскрывает сокровенное в душе и натуре человека, смысл и цель жизни, нравственные основы его бытия. При этом эмоционально-образное воплощение темы до­стигается без подчеркнутой интеллектуальности и раци­оналистически изощренной манеры повествования.

В новеллах и повестях В. Шукшина продолжается развитие тенденций социально-психологической и фи­лософской прозы. «Литература,— говорил Шукшин,— это все же жизнь души человеческой, никак не идеи, не соображения даже самого высокого нравственного по­рядка». Редчайшее сочетание светлого романтического начала, сдержанного лиризма («Дядя Ермолай», «Мастер», «Позови меня в даль светлую») с остротой драматических коллизий и сатирических решений свой­ственно стилю писателя.

Рассказ Шукшина, как правило, остроконфликтен. Есть у него и новеллы-медитации, и новеллы — лири­ческие зарисовки с ослабленной сюжетностью. Но опре­деляющими являются психологические новеллы, так как писателя привлекают натуры необычные, резко выходящие за границы принятого круга вещей. Отсюда непонимание их окружающими, скрытое или явное со­противление, противодействие. Новеллам Шукшина присущи емкость содержания, динамизм сюжета, лако­ничный стиль, отмеченный сдержанной образностью и метафорикой, краткость реплик и диалогов. Интона­ционное многообразие, скупость точно отобранных де­талей и высочайшее искусство через малое раскрыть большое — вот основные черты его новеллы. Писатель черпает энергию и сочность слова из глубин народной речи.

По мере эволюции творчества художника все чаще в поле его зрения сложные и противоречивые ситуации, на смену «чудикам», «странным людям» приходят пер­сонажи, черты, характеров которых раскрывают не дра­матизм, как было ранее, а трагизм судьбы. В этом смысле поворотным моментом стали повесть и фильм «Калина красная» (1973—1974). Это, если учитывать преждевременность ухода из жизни самого автора, во многом итоговое произведение.

Если домашнее задание на тему: " Гармония древней русской архитектуры в рассказе «Мастер»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.