Формирование образов культурных героев



Очень возможно, что образы культурных героев формируются на закате матриархального рода. В некоторых наиболее архаических вариантах мифов Австралии и Океании, как отмечалось выше, хранительница необходимых человеку благ — мать или мифическая прародительница культурных героев. Культурным героям часто приходится прибегать к насилию или хитрости, чтобы отнять у нее эти блага. В одной версии ирокезского мифа культурный герой-демиург Агарио («Добрый разум») сделал солнце из головы своей матери и месяц из ее туловища.

Из генеалогического мифа матриархальные образы хозяек долго сохранялись в культе природы, стихий. Однако по мере развития патриархальных отношений и воззрений мифологические хозяйки все сильнее обрастали чертами злых ведьм. Такова, например, метаморфоза эскимосской хозяйки промысловой морской добычи Седны, кетской Хосядам, различных хозяек прибалтийско-финской мифологии и др. В мифах о культурных героях такие хозяйки часто выступают хранительницами культурных благ. Иногда их вытесняют мужские образы злых духов, великанов, драконов, колдунов и т. п.

Сначала в образе культурного героя доминировали черты первопредка родового, фратриального, племенного и вместе с тем общечеловеческого, поскольку границы человечества и племени практически совпадали в сознании людей первобытнообщинного строя.

В отражении позднейшей религиозной шумеро-аккадской мифологии мать богов Тиамат представлена в виде чудовища, побеждаемого обожествленным культурным героем Энлилем (в поздних вариантах — Мардуком), который создает мир из частей поверженной прародительницы. Подробнее об этом см. в главе о шумеро-аккадском эпосе.

Преобладание на первом этапе черт первопредка в образе культурного героя отмечают и многие западноевропейские ученые.

Например, Б. Брейзиг считал, что культурный герой постепенно развился из зооморфного предка и только, в конечном счете, потеряв свою животную, а затем и человеческую ипостась, поднялся на небо.

Е. Дюркгейм, исследовавший главным образом австралийский материал, также находил, что культурный герой — это идеализированный предок, который впоследствии часто становится объектом установленного им культа.

Ван Деурсен предполагает, что в сказаниях о культурных героях у североамериканских индейцев отразился исторический элемент — воспоминания о выдающихся племенных вождях прошлого. Он отмечает, что в честь культурных героев (за исключением двух племен) не совершаются обряды и им не приносятся жертвы. X. Бауманн и X. Тэгнэус, исследовавшие африканский материал, также подчеркивают примат первопредка в образе культурных героев: племенной первопредок является культурным героем у носителей предполагаемой палеоафриканской культуры на территории древнего Судана, Северного Конго, Верхнего Нила, Центральной и Юго-Восточной Африки. Даже католический этнограф В. Шмидт считает, что в древнейших культурах олицетворением носителя цивилизующих функций является образ предка.

Восприятие культурного героя как первопредка переплетается с представлением о нем как о демиурге.

По мере развития производства и успехов культурной деятельности человека черты демиурга в образе культурного героя все более выступают на первый план. У целого ряда племен, в частности у палеоафриканцев, культурный герой которых — первопредок, важнейшие цивилизующие функции приписываются также и первому кузнецу (сравн. с Гефестом в античной мифологии). Демиург становится в центре космогонического мифа, вышедшего из недр генеалогического.

Если домашнее задание на тему: " Формирование образов культурных героевШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.