Философское направление в пьесах И. Кочерги



Философская мысль, пронизывающая это произведе­ние, заключается в том, что художник воспевает могу­щество прекрасного, силу творческой окрыленности. Этот мотив мы находим и в ряде других пьес И. Кочерги, пьес для взрослых, — начиная от ранней — «Песни в бока­ле» — и кончая последней работой драматурга — «Про­рок». В «Черном вальсе» — этой поэтичной и философски насыщенной пьесе — вновь полным голосом звучат и зло­бодневные политические мотивы. Силой художественно­го воздействия самих поэтических образов драматург развенчивает притязания на арийское превосходство, гневно клеймит расовую дискриминацию, страстно обли­чает колониализм. Монолог Джимми: «Разве негр не че­ловек?!» — это глубокая и темпераментная защита прав личности, прав народов независимо от цвета их кожи: «Разве негр не человек? Разве у него не такие же, как у других, руки, ноги, глаза? Только что черная кожа? Но все на Свете имеет свой цвет. Вот и на рояле не только белые, а и черные клавиши, и он ничем не хуже белых. И никто не скажет, что они низшая раса…»

Пьеса, несмотря на ее сказочную форму, открыто на­правлена против капиталистического варварства, нацистской идеологии, кровавой практики фашизма. А как любовно говорит о свободной Стране Советов один из героев, демократично настроенный композитор, профес­сор Эрлих! Как пламенно осуждает он буржуазную ту­пость и ограниченность своих, одураченных реакций, соотечественников.

Перед нами новое убедительное свидетельство сущ­ности политической позиции драматурга, свидетельство злободневности творений его музы. Пьеса, написанная в годы господства фашизма в Германии (1937), раскры­вает всю гнусность этого человеконенавистнического ре­жима и, по сути, предвещает ему неминуемый крах.

Так утверждается в пьесе И. Кочерги неразрывное единство поэзии и политики, философии с публицисти­кой, новаторских исканий с традиционностью компози­ции. В пьесе развертывается своеобразная фамильная распря. У Шекспира враждуют Монтекки и Капулетти, а у И. Кочерги — семьи фабрикантов Функе и Финке. Естественно, мещанская сущность этих последних, бур­жуазных семейных кланов, и определила мелочный ха­рактер их конфликта.

Я намеренно подробно рассматриваю малоизвестные произведения И. Кочерги, ведь представление широкой общественности о творчестве драматурга базируется в основном на нескольких популярных его пьесах, и пре­имущественно исторического жанра («Алмазный жер­нов», «Свадьба Свички», «Ярослав Мудрый» и другие). Между тем творческое наследие писателя складывается Из целой библиотеки пьес — различных по своей темати­ке, жанрам и по своему эстетическому своеобразию.

До настоящего времени еще не опубликованы и со­вершенно не рассмотрены отдельные ранние и более по­здние пьесы («Враг на лестнице», «Солнечный порог», «Фаустина», «Сусанна»), Следовало бы, собрав лучшие из неопубликованных произведений драматурга, издать Отдельным томом, включив сюда и незаконченные вещи И. Кочерги. Ведь все, что составляет наследие замеча­тельного драматурга, имеет огромную ценность.

Но и опубликованные пьесы все еще глубоко и осно­вательно не исследованы. Известно, например, что Иван Кочерга является автором ряда пьес на сельские темы («Натура и культура», «Научила судьба, где дорога на волю», «О чем пело жито», «Паук в колхозе»). Почти все они написаны в 1929 году, в год «великого перелома», активного перехода крестьянства к новым, коллектив­ным формам хозяйствования на земле.

Что же сказано о «сельских» пьесах И. Кочерги? Что они не выдержали испытания временем — и только. Конечно, «кооперативные» пьесы Ивана Кочерги не сравнишь с его лучшими классическими произведениями или с «сельской трилогией» М. Кулиша, куда входит та­кая этапная вещь, как «97»! Однако же и «сельские» пьесы И. Кочерги обладают серьезными достоинствами. Прежде всего, они написаны прекрасным литературным языком, чем не могут похвастаться многочисленные зло­бодневные пьесы тех лет. Затем, в них обрисованы об­разы новых людей села, особенно молодежи. Да и за­тронуты тут драматургом проблемы достаточно важные и существенные для своего времени. Так, в пьесе «Натура и культура» развенчивается мещанское представление о городской культуре (в образе Суспы). Наглядно обри­сована здесь роль города в социалистическом обнов­лении села, образно утверждаются писателем преимуще­ства коллективного хозяйствования над единоличным, вскрываются различные коварные кулацкие махинации. В этом произведении точно так же, как в драме «О чем поет жито», речь идет об организации кулаками своего кооператива, что сближает пьесу И. Кочерги с «Комму­ной в степях» М. Кулиша. Кулачество использует совет­ские формы жизни для скрытого проведения подрывной работы.

Если домашнее задание на тему: " Философское направление в пьесах И. КочергиШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.