Этап оживления работы литературных организаций



Восстановление ленинских норм общественной жизни нашло свое выражение и в оживлении работы литературных организаций. В декабре 1954 г., через двадцать лет после I съезда, был созван II Всесоюзный съезд писателей, сыгравший большую роль в разви­тии советской литературы и разработке актуальных творческих проблем.

На съезде присутствовало 738 делегатов, представляющих 3695 писателей 45 национальностей Советского Союза. Состав съезда явился ярким подтверждением общественной активности литераторов: среди делегатов было много писателей — депутатов Верховных Советов СССР, союзных и автономных республик, чле­нов Советского Комитета защиты мира, Всемирного Совета Мира и других общественных организаций.

Съезд подвел итоги развития литературы за два десятилетия. В докладе А. Суркова и в ряде содокладов (о прозе — К. Симо­нова, о поэзии — С. Вургуна, о детской литературе — Б. Полевого, о драматургии — А. Корнейчука, о кинодраматургии — С. Гера­симова, о критике — Б. Рюрикова) и в многочисленных выступле­ниях представителей братских литератур Советского Союза было показано, каких больших успехов достигли советские писатели, сплоченные вокруг Коммунистической партии, активно участвую­щие в социалистическом строительстве и в защите своей Родины. За два десятилетия выросли и окрепли все национальные лите­ратуры Советского Союза. Но, отмечая успехи социалистического реализма, ораторы серьезно критиковали его недостатки литературы.

Если ко времени I съезда (1934) многие литературы братских народов делали еще только первые шаги по пути социалистического реализма, то на II съезде они предстали как богатые, полнокров­ные литературы во всем многообразии жанров, индивидуальных творлеских манер, стилевых особенностей. Трибуна съезда была трибуной братского содружества художников слова, творящих на разных языках, но объединенных единой целью — борьбой за по­строение коммунизма, за мир во всем мире.

Безымянный

Значение съезда состояло и в том, что на нем были обсужде­ны важнейшие творческие проблемы. В центре внимания деле­гатов находились вопросы о связи искусства с современностью, о создании образа героя нашего времени, о борьбе за жизненную правду, как против приукрашивания, так и против очернения дей­ствительности. На съезде шел широкий разговор о национальном своеобразии и идейном единстве нашей литературы, о междуна­родных литературных связях, о художественном многообразии искусства социалистического реализма.

«Мы вправе сказать, что теперь в нашей стране социализма… ленинский принцип действительно свободной, открыто связанной с народом литературы осуществляется в наиболее цельной и пол­ной форме, — говорил на съезде А. Фадеев. Идеи коммунизма и глубокой преданности народу вербуют все новые и новые силы в ряды советской литературы. Она создается для миллионов и де­сятков миллионов людей, создается людьми, вышедшими из на­рода, и отражает жизнь народа в новых условиях его существо­вания».

«В самом широком смысле произведение социалистического реализма должно отвечать именно требованию создания образа человека нового мира, — сказал в своей речи К. Федин. — Под по­нятием «нового мира» у нас подразумевается мир социализма, и мы стремимся изобразить этот мир самыми различными приема­ми реалистического искусства… Образ нового человека нашего ми­ра реалистически дан такими несходными стилями, в такой не­сходной форме, как в поэмах Маяковского, Тихонова, Твардов­ского. То же самое можно ясно видеть и на примере романов Шо­лохова и Леонова».

«Советские писатели и прогрессивные писатели всего мира,— сказал Н. Тихонов, — связаны крепкой, нерушимой дружбой. Эта дружба закалялась в огне общих испытаний во время второй миро­вой войны, проверялась много раз, когда советским писателям и прогрессивным писателям других стран приходилось вместе высту­пать против организаторов новой мировой войны».

О значении национальных традиций для развития социалисти­ческого реализма в разных странах говорили Луи Арагон и другие зарубежные писатели, присутствовавшие на съезде. Критикуя теоретиков, иногда забывающих о важности этих традиций, Арагон подчеркнул, что поэзия призвана выражать мысли и чаяния народа «не только собственными силами поэта, но и всем опытом народа, его языка, всей национальной традицией».

Безымянный2

«Методы, разработанные в социалистической стране, нельзя перенимать механически, без разбора, — сказал английский пи­сатель Джек Линдсей. — …Писатель должен не только понимать общие принципы социалистического реализма, но и ясно представ­лять себе, на каком этапе развития и освободительной борьбы на­ходится его народ».

На съезде резкой критике были подвергнуты натуралистичес­кие тенденции, сказавшиеся в некоторых произведениях, а также пессимистическое, одностороннее изображение недостатков, при котором активные, движущие силы советского общества остава­лись нераскрытыми.

Участники съезда выступали против догматизма и безапелля­ционных, бездоказательных «проработок», которыми иной раз под­менялся серьезный анализ произведений, а также против такой критики, которая оценивает только содержание произведений, оставляя в стороне вопросы мастерства.

Съезд прошел под знаком идейной сплоченности, нелицеприят­ной товарищеской критики, высокой принципиальности, под зна­ком борьбы за осуществление тех высоких задач, которые в день открытия съезда поставил перед писателями Центральный Ко­митет партии в своем приветствии.

Центральный Комитет высоко оценил успехи советской литера­туры, завоевавшей признание миллионов советских и зарубежных читателей тем, что она всегда выступает в защиту интересов трудя­щихся, в противовес человеконенавистнической империалистиче­ской идеологии последовательно отстаивает идеи гуманизма, мира и дружбы между народами, проникнута оптимистической верой в светлое будущее человечества.

ЦК КПСС призвал писателей к глубокому изучению действи­тельности на основе творческого овладения марксизмом-лениниз­мом, позволяющим видеть подлинную правду жизни, как она складывается в современных международных условиях борьбы между лагерем империализма и лагерем социализма и демокра­тии, понимать процессы развития, которые происходят в нашей стране, понимать закономерности и перспективы роста нашего общества, вскрывать жизненные противоречия и конфликты. «Со­ветский народ хочет видеть в лице своих писателей страстных бор­цов, активно вторгающихся в жизнь, помогающих народу строить новое общество… Наша литература призвана не только отражать новое, но и всемерно помогать его победе»

В приветствии было подчеркнуто, что социалистический реа­лизм— это метод, развивающийся и обогащающийся в конкретно­исторических условиях на основе лучших традиций мировой и рус­ской литературы: «Быть на высоте задач социалистического реа­лизма— значит обладать глубокими знаниями подлинной жизни людей, их чувств и мыслей, проявить проникновенную чуткость к их переживаниям и умение изобразить это в увлекательно-доходчи­вой художественной форме, достойной действительных образцов реалистической литературы, — и все это дать с должным понима­нием великой борьбы рабочего класса и всего советского народа за дальнейшее укрепление созданного в нашей стране социалисти­ческого общества, за победу коммунизма. В современных условиях метод социалистического реализма требует от писателя понимания задач завершения строительства социализма в нашей стране и по­степенного перехода ее от социализма к коммунизму».

В приветствии указывалось на ущерб, который наносят ли­тературе такие отступления от метода социалистического реализма, как приукрашивание действительности и бесконфликтность, с од­ной стороны, смакование и преувеличение недостатков, ведущее к искажению действительности, — с другой.

Отмечая положительную роль советской литературы в развитии зарубежных прогрессивных литератур, ЦК КПСС указал, что советская литература и сама обогащается, используя в своем раз­витии и совершенствовании лучшие достижения иностранных про­грессивных писателей.

Приветствие ЦК КПСС было воспринято советскими писате­лями как руководство для дальнейшей творческой деятельности. Все выступившие на съезде ораторы единодушно заявили, что в направляющем руководстве партии они видят залог новых успе­хов, что лживым буржуазным лозунгам «независимости» литера­туры от общества они открыто противопоставляют ленинскую идею партийности литературы, ее служения интересам народа.

Выражая мысли всех советских писателей, М. Шолохов в своей речи проникновенно сказал о чувстве партийности, органически присущем советским писателям: «Каждый из нас пишет по указке своего сердца, а сердца наши принадлежат партии и родному на­роду, которым мы служим своим искусством».

Съезд единодушно принял обращение к Коммунистической партии Советского Союза. В обращении говорится: «Мы, делегаты Второго съезда писателей СССР, хорошо знаем, что, несмотря на все свои достижения, наша литература еще далеко не достаточно осуществляет свое высокое призвание. Стремительно развивающаяся действительность страны социализма требует своего воплоще­ния в монументальных произведениях, в образах большой художе­ственной силы… Только упорный и бескорыстный труд, каким является труд подлинного художника слова, в соединении с боль­шой культурой и большим мастерством может приблизить нас к полному удовлетворению духовных запросов и требований нашего народного читателя.

Если домашнее задание на тему: " Этап оживления работы литературных организацийШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.