Драматургия Хераскова



Еще резче сдвиг от классицизма к новым литературным позициям проявляется в драматургии Хе­раскова. Херасков много писал для театра. Уси­ленно на протяжении всего его творчества разрабатывался им жанр трагедии. Вслед за Сумароковым написал он и ряд тра­гедий из русской истории.

Из них всего интереснее трагедия «Борислав». «Царь богем­ский» Борислав — тиран и злодей. Свои преступления он тщетно пытается загладить благодеяниями: народ его ненавидит. Тер­заясь муками совести и обуреваемый подозрениями против же­ниха дочери, он осуждает его на смерть. В финале — народ свер­гает Борислава с престола, а с ним самим происходит нравствен­ное перерождение. «Смягчается мой нрав, мой лютый нрав и злобный»,— заявляет он и собственными руками передает цар­ский венец сопернику-зятю. Однако перенос действия в Боге­мию — явная маскировка. В предисловии к «Бориславу» прямо указывается, что первоначально «вся трагедия была сочинена под другими именами; некоторые обстоятельства принудили пе­ременить оные и поставить вымышленные». Легко установить, что Борислав не кто иной, как Борис Годунов и что в основу фабулы положен эпизод с женихом его дочери Ксении, по народ­ной молве, им умерщвленным. Очевидно, по цензурным условиям пьеса о русском царе-злодее Борисе не могла появиться в свет.

Но наряду с тем, что Херасков в ряде своих пьес следует сумароковскому трагическому канону, он в первой же из них — траге­дии «Венецианская монахиня» (1758) —резко от него отступает.

Содержание пьесы, проникнутой антифеодальным духом, на­правлено против религиозного фанатизма монашества.

Вместо мифологических персонажей или исторических героев действующими лицами «Венецианской монахини» являются обык­новенные люди; само действие происходит не в прошлом, а в со­временности; в основу фабулы положено, как это прямо указы­вается Херасковым, действительное происшествие, имевшее место в Венеции; причем автор, «пользуясь обыкновенной стихотворче­ской вольностью», лишь в очень малой. степени отступил от ре­ального факта. Это побудило Хераскова даже отказаться от обя­зательного в поэтике классицизма построения трагедии в пяти действиях: «Все мое старание в том состояло, чтоб в продолже­нии сей трагедии не отступить от подлинности; и сие самое в трех действиях сочинить оную меня принудило». Наконец, основной трагической пружиной пьесы является не долг, а любовное чув­ство— забота о чести любимой. Ради этого герой готов нанести себе «бесчестье», а своему роду «позор». Все эти черты явно вы­водят пьесу Хераскова за рамки «классической» трагедии, прибли­жают ее к новому типу буржуазной драмы. Также совсем не тра- диционна и вскоре написанная Херасковым первая его комедия в стихах «Безбожник» (1761). В комедии этой нет ничего смеш­ного. Главное действующее лицо — трагический злодей, который громоздит преступление на преступление: бросает обольщенную им до венца невесту, совращает жену друга, засаживает в тюрьму неповинного брата, пытается убить отца. Остальные действующие лица на протяжении всей пьесы обильно проливают слезы. Нако­нец, как раз в том же 1771 г., когда Сумароков резко выступил против «нового и пакостного рода» «слезных комедий», Херасков прямо пишет «слезную драмму» «Друг нещастных» из жизни бед­ного, но «чувствительнейшего» и добродетельнейшего художника.

В 1775 г. появилась вторая «слезная драмма» Хераскова с более экзотическим «испанским» содержанием — «Гонимые». Обе пьесы пользовались большим успехом у. публики. Как видим, Херасков не только не отвергает новый сентиментальный драматургический род, появление которого Сумарокову казалось «светопреставле­нием», но и сам усиленно его разрабатывает.

Если домашнее задание на тему: " Драматургия ХерасковаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.