Драматургия 40-х годов



Плодотворно развивались в годы войны драматургия и киноискусство. За это время было создано свыше трехсот пьес, хотя и не равнозначных по своим художественным достоинствам,,но оперативно отражавших проблемы вре­мени.

Первые пьесы начали создаваться и ставились уже в конце 1941 года. Это были пьесы Г. Мдивани «Батальон идет на Запад», А. Афиногенова «Накануне», А. Корнейчу­ка «Партизаны в степях Украины» и другие. В следующем году появились наряду с другими три пьесы, которым суждено было стать классикой драматургии военных лет,— «Русские люди» К. Симонова, «Нашествие» Л. Лео­нова, «Фронт» А. Корнейчука.

Драматургия этого времени, как и произведения других жанров, была оптимистичной по своему содержанию. Да­же первые пьесы, созданные в тяжелый период войны, когда вражеские полчища оккупировали часть нашей тер­ритории, а сражение шло у стен Москвы и Ленинграда, выражали твердую веру в разгром врага.

Основной задачей драматургии военных лет была зада­ча создать индивидуальные характеры, раскрыть богатый внутренний мир, изобразить те качества, которые состав­ляли силу и красоту советского человека — героя Отече­ственной войны. Писатели обращались к теме националь­ного русского характера, во всем многообразии своих качеств раскрывшегося в войну. С этой темой связана пьеса К. Симонова «Русские люди». Заглавие пьесы пере­дает ее основную задачу — показать особенности характе­ра русского человека на войне.

Действие пьесы происходит на Южном фронте осенью 1941 года. Положение чрезвычайно тяжелое. Воинская часть под командой Сафонова отрезана от своих. И не­смотря на то, что вокруг фашисты, советским людям чужда паника. Их мысли и чувства лаконично выразил Сафонов, обращаясь и к себе, и к своим товарищам: «Стой, Сафонов, и ни шагу назад! Умри, а стой! Дерись, а стой! Десять ран прими, а стой!»

Для героев пьесы К. Симонова характерны упорство и настойчивость в достижении поставленной цели, ро­мантика подвига и светлая вера в прекрасное будущее. Об этом очень хорошо говорит тот же Сафонов: «Мы все, русские, фантазеры. От этого и воюем смелей».

Русские советские люди сознавали себя частью велико­го многонационального советского народа, который ведет справедливую, освободительную борьбу, и в этой борьбе они сумели подчинить свои личные интересы и чувства выполнению задач, вставших перед всем народом. Осо­бенно ярко очерчен образ Сафонова. Он кажется немного неуклюжим, речь его шероховата, он не произносит пыш­ных фраз, но поступки его свидетельствуют о силе чувств и о волевом характере. Сафонов горячо любит Валю Анощенко, молоденькую девушку-шофера, но именно ее посы­лает несколько раз с особенно ответственным заданием в тыл врага, зная, что она там может погибнуть, и сам он, провожая ее, дарит маленький браунинг, чтобы она по­кончила с собой, если попадется в лапы к фашистам. В тылу у врага осталась мать Сафонова Марфа Петровна. У нее в доме своеобразный подпольный штаб. Сафонов сознает, что его мать все время подвергается смертельной опасности, но понимает, что в такое ответственное время так нужно.

Вместе со старшими товарищами так же стойко и само­отверженно борется молодое поколение советских людей. В рядах борцов Валя Анощенко. Для нее характерно стра­стное желание жизни. Ей страшно пробираться в логово врага, но она это делает, сознавая, что иначе нельзя. В свои девятнадцать лет Валя остро чувствует любовь к своей Родине — прежде всего к тем местам, где прошло детство, а затем и ко всей стране: «Все говорят: Родина, Родина… и, наверное, что-то большое представляют, когда говорят. А я — нет. У нас в Ново-Николаевке изба на краю села стоит и около — речка и две березки. Я качели на них вешала. Мне про Родину говорят, а я все эти две березки вспоминаю… А как вспомню березки около дома вспомню, мама стоит и брат…»

Личные чувства людей, их любовь — отражение боль­шой любви к родной земле, и эти чувства особенно глубоко проявляются в минуты опасности. Они не мешают, а помо­гают в борьбе с врагом, посягнувшим на самое святое и чистое, что есть у человека.

Героизм русских людей не показной, плакатный, а нор­ма поведения. И этим героизмом они завоевывают для себя право быть в лагере русских людей, людей, которые вызы­вают страх и ужас у захватчиков. Предатели теряют право называться русскими людьми, и от них отказывается не только народ, но и родные, например старый военный Васин отказывается от своего племянника Козловского, который предал товарищей, перейдя на сторону немцев.

Особое место среди драматургических произведений военных лет занимает пьеса Л. Леонова «Нашествие».

Действие происходит в небольшом городке, на который надвигается черная туча фашистских захватчиков. В цен­тре — семья врача Ивана Тихоновича Таланова.

Иван Тихонович проработал в городке тридцать лет. «За эти тридцать с лишним лет — я полгорода принял на свои руки во время родов…» Он сам родился в этом городе, стал его принадлежностью, стал необходим людям го­родка, и этим он гордится. Гордится тем, что жил и тру­дился для людей. Он всегда вместе с народом в дни радо­стей и в годину горя.

Когда перед нашествием немцев председатель райсове­та Колесников предлагает Таланову эвакуироваться, он отклоняет предложение с твердой верой в то, что он будет нужнее людям здесь в эти тяжелые дни испытаний. Его решение поддерживают Анна Николаевна — жена Ивана Тихоновича — и старая нянька Демидьевна. Дочь Ольга, учительница, еще до прихода немцев приняла решение остаться в родном городе, чтобы вести подпольную борьбу с фашистами.

Образ Федора Таланова — самый сложный образ в пьесе. В Федоре много эгоизма, озлобленности, душевной опустошенности.

Все члены семьи чувствуют, как искалечена душа Федора, у которого глубоко на сердце лежит личное горе и личное переживание. Демидьевна и Иван Тихонович советуют ему подумать о народе, вступившем в единобор­ство с врагами. Нянька говорит ему: «Тебе бы, горький ты мой, самую какую ни есть шинелишку солдатскую. Она шибче тысячных бобров греет. Да в самый огонь с головой, по маковку!»

И когда Федор просит у отца рецепт, чтобы излечить страдающую душу, Таланов отвечает: «Он уже написан, Федор. Это — справедливость к людям».

Возвращение в среду родного народа, борющегося с врагом, дает огромные моральные силы Федору и помога­ет ему смело и мужественно пойти на смерть за общее дело.

Анна Николаевна, узнав о гибели сына, полна гордости за него и любви к нему: «Он вернулся, он мой, он с нами…» В этой фразе матери большой смысл: сын погиб физически, но вернулся в семью духовно, отдав свою жизнь в борьбе против общего врага.

В раскрытии идейного содержания пьесы большое значение имеет образ Колесникова. О его действиях мы узнаем из высказываний врагов, которые трепещут при одном имени народного мстителя и обещают за его голову бешеные деньги.

Бесстрашной и смелой, справедливой к людям показана в пьесе старая Демидьевна. Она сурово осуждает Федора за эгоизм, за грубое отношение к матери, за то, что не встал он сразу в ряды защитников Родины. С презрением и нена­вистью относится она к «воскресшему мертвецу» Фаюнину и его гостям. Прислуживая за столом, в зловеще-черном платье, осунувшаяся и строгая, внося блюдо с телятиной, Демидьевна с такими словами обращается к Фаюнину: «Куды падаль-то ставить, коршуны?»

Насколько сильна любовь автора к советским людям, боровшимся с фашистами, настолько сильна ненависть, с которой драматург изобразил врагов. Сам Леонов гово­рил о своих пьесах военного времени: «Я хочу ненавидеть врага со всей моей страстью, сохраняя свой обычный по­черк, во всю силу моих творческих возможностей».

Пьеса Л. Леонова — произведение огромной обобщаю­щей силы. Драматург отразил сплоченность советских людей в период грозного нашествия и единство их в борьбе с фашистами. Благородные цели, которые руководили народом в борьбе, рождали героев, готовых во имя общего счастья пожертвовать своей жизнью.

Леонов показал, что горела земля иод ногами врагов и они с первых дней вторжения получили достойную встре­чу. Несмотря на свою самоуверенность, жестокость, враг бессилен, он не может потушить пламя народной мести.

С большой силой художника-драматурга сказал Алек­сандр Евдокимович Корнейчук (1905—1972) в пьесе «Фронт» горькую правду о крупных недостатках в разра­ботке военных операций со стороны высшего командова­ния. В пьесе прямо поставлен вопрос, который в суровые годы войны волновал всех и каждого,— вопрос об успехах и неудачах Красной Армии.

Основной конфликт пьесы — конфликт между команду­ющим фронтом Горловым и командующим армией Огне­вым. Разногласия между ними не личные — это разногла­сия между двумя системами командования.

Иван Горлов — участник гражданской войны. Он на­значен на высокий пост командующего фронтом. Горлов — человек храбрый, предан партии и народу, но он безнадеж­но отстал от жизни. При разработке операций он не учиты­вает современных условий войны. Знанию военной науки противопоставляет геройство: «Побьем любого врага — и не радиосвязью, а геройством, доблестью!»

Он гордится тем, что закончил всего три класса, а в гражданскую войну одерживал победы: «Воевать учился не в академиях, а в бою. Я не теоретик, а старый боевой конь… Я не привык сидеть долго в кабинете и ло­мать голову над картами. Война — не академия. Глав­ное — ищи врага, бей его там, где обнаружил. Действуй без рассуждений».

Такой взгляд на ведение войны в современных условиях встречает резкое осуждение со стороны брата Горлова Мирона, директора крупного авиационного завода. Он прямо говорит о том, что такое ведение войны — одна из основных причин наших неудач на фронте: «Много еще у нас некультурных командиров, не понимающих совре­менной войны, и в этом наша беда. Войну нельзя выиграть одной лишь храбростью. Чтобы выиграть войну, кроме храбрости, нужно еще уменье воевать по-современному, нужно научиться воевать по-современному. Опыт граж­данской войны для этого недостаточен».

Приближенные Горлова — подхалимы, угодники, кото­рые не приносят пользы общему делу. Начальник связи фронта Хрипун недобросовестно относится к своим обя­занностям. Он заискивает перед Горловым, а связь нахо­дится в очень плохом состоянии. Плохо руководит развед­кой и начразведотдела штаба фронта Удивительный. Све­дения разведки приблизительны. Вместо четких и точных формулировок в речи Удивительного много неопределен­ных фраз: «может», «не думаю», «не знаю», «не могу знать» и т. д.

В пьесе Горлову противопоставлен генерал Огнев, командующий армией.

Его биография типична для полководцев, выдвинув­шихся уже после гражданской войны. Сын сельского учителя, он закончил военную академию. В начале войны он полковник, затем ему присвоено звание генерал-майора и он командующий армией. Это полководец, который во всех своих действиях опирается на опыт современной военной науки.

Верховное командование дает Горлову отставку и на­значает командующим фронтом Огнева. Член военного совета Гайдар говорит о причинах отставки Горлова: «Вы человек храбрый, преданы нашему великому делу. Это очень хорошо, и за это вас уважают. Но этого недостаточно для победы над врагом. Для победы необходимо еще уменье воевать по-современному, уменье учиться на опыте современной войны, уменье выращивать новые молодые кадры, а не отталкивать их. Но этого уменья у вас нет, к сожалению».

В годы войны героико-патриотический подвиг соверши­ла не только русская, но и вся многонациональная советская литература. Каждая национальная литература особое внимание уделяла образу героя войны, ибо героями войны были представители многих национальностей. Так, среди героев-панфиловцев были русские, украинцы, белоруссы, казахи, киргизы. Легендарный дом Павлова в Ста­линграде отстаивали русские, украинцы, татары, казахи, узбеки, евреи. И писатели нередко обращались к борьбе других народов с фашизмом. Так, борющейся Украине посвящали свои произведения М. Исаковский, Я. Колас, А. Твардовский и др. В блокадном Ленинграде лозунгом стали стихи Джамбула, наклеенные на стенах домов:

Ленинградцы, дети мои!

Ленинградцы, гордость моя!

Мне в струе степного ручья

Виден отблеск невской струи.

Важной темой в литературе военных лет была тема дружбы народов: И. Кочерга создал драму «Ярослав Мудрый», посвященную братской дружбе русского, украинского и белорусского народов, С. Чиковани в поэме «Песнь о Давиде Гурамишвили» воспел судьбу грузинского поэта, связанного своей жизнью с Россией.

Если домашнее задание на тему: " Драматургия 40-х годовШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.