Драма «Яд» («Радий»)



Драма «Яд» («Радий») написана им в Канаде в 1927 году и принадлежит к произведениям, обличаю­щим буржуазный образ жизни на материале самой за­океанской действительности. По своей тематике она от­личается от других пьес М. Ирчана. Однако певец рабо­чей темы, автор «Безработных», «Семьи щеточников», конечно, не мог спокойно пройти мимо трагедии, разы­гравшейся в американском городе Нью-Оренджи.

Рабочие добивались, чтобы были выявлены, раскрыты причины таинственного заболевания, требовали прекра­щения опасного производства. А владелец фабрики Мекдугел делал все, чтобы вынудить врача Геррисона не раз­глашать тайны грозной болезни: ведь иначе сорвалось бы выполнение чрезвычайно выгодного военного заказа — 50 тысяч часов и 100 тысяч компасов! Во имя этого «золо­того заказа», во имя бешеных дивидендов Мекдугел и готов пойти на преступление, стать убийцей, отправив на тот свет множество людей. Подкупом в 250 тысяч долла­ров удается ему заставить врача молчать. Да ненадолго. Совесть человеческая оказалась сильнее власти денег. А к тому же и жена Геррисона Нелли — бывшая фабрич­ная работница — тоже заболела. И это ускорило внутрен­ний перелом в душе героя, его решение рассказать все рабочим, встать на их сторону, искать путей к спасению тех, кто столь опасно болен.

Два момента в пьесе оказываются в центре внимания, о них и говорится больше всего: об отравлении рабочих и о заболеваниях. События эти воспринимаются нами как в буквальном, так и в символическом их значении. И вер­но: зловещий, никому еще не известный яд становится движущей силой драматургического сюжета. Он в основе конфликта между рабочими и владельцем фабрики. Од­нако в драме речь идет не только о конкретном яде — ра­дии, приводящем к физической смерти людей. Автор имеет в виду и другой яд — губительную силу чистогана, проклятие денег, ведь ради них Геррисон, по собственно­му признанию, «в течение суток был негодяем и преступ­ником». Такое раскрытие понятия «Яд» и ведет к насыще­нию пьесы острыми социальными и психологическими мотивами. Двоякое значение обретает и понятие болезни. С одной стороны — страшный, неведомый недуг, с дру­гой — болезнь самой капиталистической действительно­сти. Об этом и говорит рабочий Джон Фрейзер старому Эндерсону: «Самая страшная болезнь — это дешевизна человеческой жизни, я сказал бы, жизни рабочих». Вот в чем корень зла! Джону принадлежат и другие, не ме­нее мудрые слова, дающие верное определение капита­листическим порядкам: «Если я сегодня на улице убью кошку, меня арестуют, а когда уничтожают сотни тысяч людей, то их убийц все уважают как общественных дея­телей». В пьесе М. Ирчана это прекрасно показано с по­мощью образа Мекдугела. Владелец фабрики раскры­вается и в своих речах, и в своих действиях как хладно­кровный убийца, которому присуща лишь одна страсть — накопление денег. Вот характерный диалог, происходя­щий между фабрикантом и молодым врачом:

Геррисон. Разве я могу позволить ради денег и личной выгоды, чтобы люди в ужасных мучениях умира­ли или заражались дальше?

Мекдугел. Будьте американцем, доктор. Бизнес плюс практический ум.

Геррисон. Будьте и человеком, мистер Мекдугел, а не только американцем».

Лозунг «будьте людьми» и является лейтмотивом пьесы М. Ирчана «Яд»; да и не этой только пьесы, а всей драматургии писателя в целом. Он по-горьковски зовет быть Человеком с большой буквы и тогда, когда воспе­вает героев революционной борьбы, и когда обличает тех, кто им противостоит, — хозяев и слуг хищного обще­ства собственников.

Я уже указывал на исключительную последователь­ность драматурга, его верность своим идейно-эстетическим позициям. В социальных истоках личности неизмен­но находил М. Ирчан единую и раз навсегда обусловлен­ную основу жизнедеятельности своих героев. Так произо­шло, в частности, и с характеристикой жены Геррисона — Нелли. Она именно потому уговаривала мужа встать на путь преступления и, получив крупную взятку, молчать о своем открытии, что являлась дочерью разорившегося торговца. И хотя Нелли находилась уже в рабочей среде, которая могла ее перевоспитать, изменить, социальное происхождение оказалось в данном случае сильнее, побе­дила жажда наживы. А ведь на ее глазах люди погибали, в том числе и ближайшие ее подруги.

М. Ирчан убежденный художник-революционер, пи­сатель, который хорошо понимал классовый характер процессов, происходивших в современном ему обществе. Он умел глубоко разбираться в природе социальных про­тиворечий. Драма «Яд» стала произведением огромной впечатляющей силы. Образы ее героев, и прежде всего Геррисона и Мекдугела, обладают большим жизненным и художественным содержанием. А обличительная сила драмы делает ее и сейчас ценной, даже необходимой для театра, требует нового ее сценического воплощения.

События драмы «Яд» мрачны, горьки, но финал у нее оптимистический, жизнеутверждающий. Драматург вновь засвидетельствовал свою несокрушимую веру в конечную победу пролетариата, свое верное понимание ведущих тенденций общественного развития, умение разглядеть перспективу исторического движения. А это и является одной из важнейших особенностей литературы социали­стического реализма.

Если домашнее задание на тему: " Драма «Яд» («Радий»)Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.