Драма «Прощай, село»



В драме имеются оригинальные ха­рактеры. Таким предстает, в частности, сын Ильченко Дмитрик, метко охарактеризованный комсомолкой Надийкой: «Словно переломился между нами и отцом». В образе Дмитрика воплощена горьковская тема — «че­ловек выламывается из своей среды». Паренек нашел в себе силы, чтобы разоблачить собственного отца, ко­торый припрятывал золото и купчие на землю. По сути, повторил то, что некогда сделал Павлик Морозов, но в то же время — не нашел в себе сил полностью присо­единиться к строителям нового, революционного мира.

Противоречивость образа Дмитрика хорошо показана драматургом. Своеобычны как характеры также высту­пающие в пьесе и «официально не оформленный» парти­зан гражданской войны Пархимча, и потомственный бат­рак Христан Иванович, который своей жены боится больше, чем божьей кары и людского суда. Из-за нее он и не присоединился к Товариществу по совместной обработке земли.

В пьесе «Прощай, село» имеются и другие художест­венные находки. Тут, как и в некоторых предшествую­щих произведениях драматурга, хорошо обыгрываются вещи — часы, вожжи, золото, камень, пуговица, иконы и т. д. В пьесе «Коммуна в степях» часы, что никогда не останавливаются, предстают ярким поэтическим симво­лом неукротимого движения жизни, а здесь часы, или, вернее, отсутствие часов символизирует застойность жизни села, которое, мол, и не следило за временем.

В украинской драматургии — особенно классиче­ской— можно найти потрясающие страницы, где облича­ется губительная сила богатства, денег, золота. М. Ку­лиш нашел свои собственные драматические ситуации, свои слова, чтобы заклеймить рабов «золотого тельца», и прежде всего Ильченко, которого распознали «по золо­тому блеску». Все человек делал, чтобы жить тихонько, незаметно, а припрятанное золото его и выдало. Золото в пьесе служит сквозным мотивом, символом старого мира. Кстати, вспомним, золото загубило и Вишневого («Коммуна в степи»).

Достаточно прозрачна в пьесе и история с вожжами, которые Ильченко подарил Роману, — материальное во­площение истинных намерений кулака, собрался он пра­вить середняком!

Символичен и камень. По совету Зосимы, закопал его Роман на своей меже, а позднее, прозрев, выкопал: так сказать, снял тяжкий камень с сердца.

Немало любопытных художественных деталей можно найти в драме «Прощай, село», и все же художественно пьеса эта слабее предшествовавших произведений писа­теля, в том числе и драматургического первенца Н. Кулиша — пьесы «97». Писателю не удалось новаторски показать, как прощались люди со старым, нищенским, единоличным селом, как они утверждали и развивали новые, коллективные формы жизни. Пьеса «Прощай, село» перегружена разговорами, ей не хватает действия. Она статична, здесь мало движения. События пьесы мо­жно пересчитать на пальцах одной руки: приезд Марка; история со спрятанным золотом, столкновение отца и сына Ильченко; сожжение икон; подпалено пальто Мар­ка — вот почти что все. Явно недостаточно для полномет­ражной драмы. Да и внутренних борений, психологиче­ских коллизий тут также немного.

Однако пьеса, напечатанная сразу же после того, как была написана, в журнале «Советская литература» (№ 4 за 1933 год), свидетельствовала об искреннем намерении автора утверждать новизну советской жизни, сразу же откликаться на актуальные события сегодняшнего дня.

Правда, и на этот раз драматург еще полностью не освободился от кое-каких своих левацких настроений — иначе не кончал бы он пьесы властной командой парти­занского путаника Пархимчи: «Равнение налево — шаагом!»

Если домашнее задание на тему: " Драма «Прощай, село»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.