Драма «На полпути»



В драме «На полпути» показаны две формы социаль­ного протеста — Андрюшки и Миколы. Если Андрюшка, Василь и другие политически отсталые крестьяне захва­чены стихийным бунтарством, рвутся к осуществлению личной мести, к поджогам и находятся, так сказать, на полпути к революционной сознательной борьбе, то в об­разе Миколы воплощен высший этап освободительного движения, — он действует иными методами, организует массовые забастовки, объединяет людей, готовит их к историческим классовым битвам.

Драматургия М. Ирчана всегда динамична. Но в пьесе «На полпути» события первых актов развертываются вя­ловато, начало несколько грешит разговорностью и на­пряженность действия нарастает заметно лишь перед финалом драмы.

Характерно для М. Ирчана, что тема любви в его пье­сах зачастую разрешается трагедийно. Это мы видели в «Бунтаре», в «Семье щеточников», в «Подпольной Га­лиции». Личные отношения героев в пьесе «На полпути» также имеют трагическую окраску. Миколу пылко любит Андзя — красивая крестьянская девушка. Но герой ве­дет нелегальный образ жизни, он не может на ней же­ниться. Более того, ради интересов революционного дела он сам толкает девушку в объятия другого человека — батрака Петра Тимки, устраивает их свадьбу, и все для того, чтобы подпольщикам легче было собраться, дого­вориться о начале забастовки. Действительно, револю­ционная деятельность подчас требовала от человека великих жертв, отказа от всего того, что нарушало суро­вые законы подполья. Однако не явная ли тут жертвен­ность? Но она ведь противоречит самому духу творче­ства писателя.

Все более глубокое познание жизни расширяет твор­ческий кругозор писателя, укрепляет реалистическую основу его произведений. Если в пьесах «Бунтарь» или «Двенадцать» тема революционного восстания разреша­лась в несколько схематичных ситуациях и образах, то в драме «На полпути» авторский замысел реализован эстетически более опосредствованно, с большей жизнен­ной полнотой и многогранностью. Реальная жизнь рас­крывается в самых различных ракурсах — социальном, бытовом, психологическом. Заметно усиление художе­ственной детализации, о которой драматург в ранние годы своей творческой деятельности не очень-то заботил­ся. Внутренняя сущность героев раскрывается не только на социальной основе. Образы героев обрисованы в раз­нообразных взаимодействиях с окружающей их действи­тельностью, так, как это и бывает в реальной жизни, раскрываются в общественных, личных, интимных взаи­мосвязях. Николай и Андрюшка — потомственные бат­раки, люди одной социальной категории, но сколь они в пьесе различны! Ханжа Лукаш и экспансивный Иосиф Шмил — оба деревенские живоглоты, кулаки, однако не схожи они ни характерами, ни привычками, ни своими обычаями.

Жизненный фон в пьесе «На полпути» художественно конкретизирован богаче, чем в предыдущих произведе­ниях драматурга. В действие вовлечено много разнооб­разных персонажей, из различных социальных слоев, ти­пичных для тогдашней деревенской действительности. Тут и батраки, и кулаки, и кузнец, и эконом, и церковный сторож, и поп, и старшина деревни, и жандармы. Об­стоятельнее и точнее обрисованы условия существования, житейские интересы героев, заботы, тревоги, духовный их мир, душевная сфера, физический облик. Методы ти­пизации у драматурга теперь более продуманны, изобре­тательны, он вводит в пьесу и то, что на первый взгляд, казалось бы, и не обязательно, но дополняет, обогащает основные ее краски. Читая пьесу «На полпути», видишь, как утверждались и крепли реалистические элементы драматургического письма М. Ирчана. От эскизности, хроникальности постепенно переходил он к широким об­общенным картинам жизни, к произведениям, пронизан­ным духом историзма, в лучшем значении этого слова.

Пьесой «На полпути» и завершается «Галицийский цикл» драматургии М. Ирчана.

Если домашнее задание на тему: " Драма «На полпути»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.