Дорогой социального реализма



В драматургических произведениях М. Ирчана, осо­бенно раннего периода, можно обнаружить и схематизм, и некоторую поверхностность, и чрезмерную публици­стичность. Но идеологическая основа его пьес — и наибо­лее отчетливо в зрелые годы творчества — всегда пред­стает последовательно революционной. Его пьесы партийны, наступательны по смыслу и по духу, являются острым идейным оружием трудящихся масс в борьбе против мира насилия, а также правдивыми художествен­ными документами времени. Политическую жизнь эпохи империалистических войн и пролетарских революций пи­сатель освещал с марксистских позиций. Буржуазная действительность, с ее непримиримо антагонистическими конфликтами, жестокостью правящих классов и подвиж­ничеством революционных масс, эта действительность богата была трагическими коллизиями, что и наложило свой отпечаток на драматургию М. Ирчана, неизменно насыщенную трагедийными мотивами. Они ощутимы почти во всех пьесах этого писателя, где противостоят друг другу — черная злоба и высокое благородство, из­мена и месть, трусость и победоносная борьба, человеко­ненавистничество и гуманизм. Именно это и характери­зует пьесы М. Ирчана — «Бунтарь», «Двенадцать», «Семья щеточников», «Подпольная Галиция», «Яд» («Радий»), В своих пьесах М. Ирчан в заостренной, сжа­той, динамической форме воссоздает облик бурного, на­пряженного времени, которое знаменовалось великими катаклизмами и непримиримыми столкновениями.

Тяготение к теме героической также характерно для боевой актуальной драматургии М. Ирчана. Певец рево­люционного подвига, не мог он не показать подлинных носителей идеологии пролетариата, тех, кто выразил ее в реальных делах своих, кто сознательно боролся за ре­волюционное переустройство жизни, за победу трудовых масс над вековечными их классовыми врагами. Отсюда и богатая галерея положительных героев в его пьесах. В этом отношении М. Ирчану принадлежит одно из пер­вых мест среди драматургов послеоктябрьского поколе­ния. Пусть не всегда у него образы передовых людей выписаны достаточно полнокровно, многогранно, однако они неизменно активны — и по своим личным качествам, и по своему участию в развитии сюжета. Таковы и Яро­слав Жванский, и Степан Мельничук, и Ивась, и Лесь, и Крышка, и Николай, да и многие другие герои пьес М. Ирчана. Это важное обстоятельство — сознательное стремление писателя утвердить образы бойцов револю­ции и в жизни, и в литературе — необходимо подчеркнуть особо. Ведь еще и до сих пор не прекращаются разгово­ры о правомерности самого определения «положительный герой». Кое-кто из «объективистов» представляет себе дело так: в литературе должны предстать просто живые человеческие существа и не к чему, дескать, делить ге­роев на положительных и отрицательных. Социальная действительность, однако, сама подтверждает, что в жиз­ни сталкиваются носители разных тенденций: одни отстаивают, защищают все старое, отжившее, реакцион­ное, а другие воюют за все новое, прогрессивное, револю­ционное, за то, что имеет перспективу, будущее. И рус­ские революционные демократы, и Горький не раз твер­дили, что герои литературных произведений (особенно в драматургии) должны обладать четко обозначенными ведущими качествами и основной задачей передовой ли­тературы является именно утверждение носителей поло­жительных, прогрессивных начал жизни.

Положительные герои М. Ирчана положительны не только потому, что героически борются во имя револю­ционных идеалов. Они таковы и во всем своем жизнеповедении, в своем отношении к общественным и личным обязанностям, в вопросах политики, морали, своего быта. Как они душевно чисты, благородны, самоотвер­женны, добры.

Творческая заслуга М. Ирчана в утверждении образа положительного героя в украинской советской драматур­гии, да и не только украинской, — неоспоримо велика. Само наличие в его пьесах ярких образов революцион­ных бойцов делает лучшие из них идейно целеустремлен­ными, действенными, впечатляющими.

Тенденциозность — в лучшем понимании этого сло­ва — драматургии М. Ирчана свидетельствует о том, что он ясно понимал свои художественные задачи как писа­теля революционного. Творчество М. Ирчан считал пар­тийным поручением и стремился поэтическим словом вторгаться в окружающую жизнь, помогать утверждению добра и уничтожению зла, стремился всегда находиться в рядах тех, кто атакует. Драматург, как и его герои, не признавал тактики обороны: он всегда был на марше, в наступлении.

До 1929 года, до своего возвращения на Украину, уже советскую, М. Ирчан жил и трудился в условиях буржу­азной действительности. В то время на Западе, да, впро­чем, и поныне, бурную деятельность развертывали сто­ронники «искусства для искусства», литературные снобы и чаще всего просто разные меркантильные ремесленни­ки. Украинский революционный писатель не только не поддался этим влияниям, но и решительно противостоял буржуазному искусству всей своей творческой практикой. А в публичных выступлениях всегда и всюду отстаивал реалистические принципы художественного творчества, высмеивая искусственные выдумки жрецов «новой формы».

Конкретный анализ пьес М. Ирчана позволил выявить особенности творческого почерка драматурга, то свое­образие, какое проявилось и в его тематике, и в художе­ственных приемах. В убежденном стремлении к реали­стическому воссозданию действительности — характер­ная черта всего творчества М. Ирчана, одного из самых последовательных революционных писателей послеок­тябрьской украинской литературы. Потому-то лучшие произведения украинского драматурга достойно выдер­жали испытание временем и не требуют при их переизда­нии или при постановках на театральной сцене каких- либо существенных переакцентовок, редакторского или режиссерского вмешательства, пояснений, примечаний, к чему приходится порой прибегать при публикации на­следия иных писателей.

Коммунистическое мышление, идейная закаленность, политическая сознательность и подлинный талант — все это позволило М. Ирчану создать реалистические пьесы, которые отражают жизнь в ее ведущих процессах и тен­денциях, зовут к революционной борьбе, к активной дея­тельности во имя счастья всего человечества. Писатель на протяжении своего двадцатилетнего творческого пути неизменно поэтически утверждал в литературе как основ­ную движущую силу истории — трудового человека, стро­ителя нового, свободного мира. Если М. Ирчан и прибе­гал к изображению событий необычных, исключитель­ных, то лишь для того, чтобы резче оттенить духовное богатство своих положительных героев — людей скром­ных внешне и величественных своими делами. Хотя пи­сатель не всегда обращался к мелочам, подробностям, деталям так называемой правды повседневности, однако зримые черты изображаемой им действительности всегда наличествуют в драматургии Ирчана — исторически кон­кретные и ощутимо реальные, вещные.

М. Ирчан вошел в украинскую советскую литературу как вдохновенный певец пролетарского дела, неутомимый боец и трибун революции. В его драматургических про­изведениях это проявилось особенно отчетливо. Читая пьесы М. Ирчана, сразу же ощущаешь гражданственный пыл, воодушевление и политическую страстность писате­ля. Каждой ситуацией, каждым образом своих пьес, каждой репликой героев восславлял он доблесть солдат революции, приближал день победы сил социализма над мраком капитализма. И этим надолго утвердил себя в памяти благодарных потомков.

М. Ирчан, как и его герои, всегда на баррикадах эпохи.

Если домашнее задание на тему: " Дорогой социального реализмаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.