Добрый поступок. Сценарий школьного праздника



Цель. Раскрыть понятие «правда» и «неправда»; обобщить знание учеников о преимуществах добрых поступков, общечеловеческие правила общественной жизни; побуждать учеников к выполнению моральных правил человеческих добродетелей; оказывать содействие осмыслению и пониманию ими преимуществ духовных ценностей; воспитывать у учеников доброту, человечность, справедливость и взаимоуважение.

Оборудование. Определение понятия «правда», записанное на доске; плакать с пословицами, выражениями разных писателей о правде; роздатковий материал с тестом «Чему вы осуждаете вранье?»

Учитель. На протяжении многих столетий у человечества составлялись свои принципы и законы жизни, моральные ценности. Сегодня мы рассмотрим понятие «правда» и «неправда», проследим, как их отображено в украинском фольклоре, приведем примеры из жизни, где мы сталкиваемся с правдой и неправдой.

Понятие справедливости, добра и правды явилось перед человечеством из давних-давен, когда люди верили у богов. Об этом свидетельствует такая легенда.

Высоко на самом светлом небе царствует чистый и праведный Дажбог — Солнце. Дажбог пришел в мир дарить людям белый день, делить с ними их счастье, судьбу, добро и любовь. Когда-то давно боги к подножию высокой горы сняли страшного Змея-Дракона, который правил взлом и превращал все в стеклянную пустыню. После победы Божича над Змеем стеклянные горы стали золотыми, а гора, на которой поселился молодой Божич-Солнце, постоянна называться Хорив-Горой Солнца. Там, на золотой горе, среди музыки белого света растет райский сад, родит всякая садовина. Когда-то вместе из першопроменями молодого солнца Божича на землю пришла и человек, так как всегда жила в его трепетном сердце. Среди вечной жизни, где царствует неразгаданная тайна светлого Божича, человек стал наилучшему его творением, а Дажбог для нее — светом любви, мудрости и правды.

И у Дажбога был сын Свитовид-Бог, которому поручено следить, чтобы на земле и небе осуществлялись священные законы Дажбога. Для демонов ночи он — божество ужаса, а

для людей — бог победы света над тьмой, добрая над взлом, правды над неправдой.

Как видим, в старинных верованиях наших прадедов-славян существовал даже бог солнца, мудрости и правды — Дажбог. Наши пращуры вшановували и его сына — бога Свитовида.

Из самого нашего детства родители, бабушки и дедушке, учителе и воспитателе учат нас говорить правду.

Учитель. Как вы понимаете значение слова «правда»? (Высказывание собственных мыслей учеников).

Толковый словарь дает такое определение: «Правда — это то, что соответствует действительности, истина; определенная совокупность достоверных сведений о чем-нибудь».

Беседа за вопросами.

— Когда вы говорите неправду, что вы после этого ощущаете?

— Как, по вашему мнению, научиться быть правдивым?

— Или бывают в жизни ситуации, когда человек может сказать неправду?

— Когда вам говорят неправду, догадываетесь ли вы об этом?

— Кто в вашей семье найчесниший? Расскажите о человеке, который есть для вас примером честности.

— Как вы считаете, честность усложняет жизнь человеку или облегчает его?

— Если бы вы познакомились с найчеснишим правителем на земле, о чем бы в

Его спросили?

Творческая задачу «Не одурачивай» Ученики по группам отвечают на одно из нижеследующих вопросов.

Что происходит, когда одурачивают:

  • дети — своих родителей?
  • родители — своих детей?
  • врачи — больных?
  • учителя — учеников?
  • ученики — учителив?
  • правители — народ?
  • братья и сестры — одно одного?

После того как ученики дадут ответа на вопрос, вместе с учителем они обсуждают, как научиться некогда не одурачивать одно одного.

Учитель. Наверное, нет на миру ни одной человека, который бы всегда говорил правду и

некогда не обманула. В народе говорят: «Нет того дерева, чтобы на нем птица не сидела, нет того мужчины, чтобы хотя немного не солгал».

Работа с выражениями известных людей Учитель. Давайте подумаем, чему возникает неправда и откуда она берется.

  1. «Неправда возникает в первую очередь там, где существует принуждение» (К. Федин). Например, когда человека просят сделать какое-то дело, а это ей неинтересно, она не выполняет задачи, начинает механически или сознательно оправдываться и говорить неправду.
  2. Многие люди считают себя хитришими за другие и думают, что можно обмануть и никто не будет знать правды.

«Можно быть хитришим за другого, но нельзя быть хитришим за все» (Ф. Ларошфуко). На ком-то-таки этот человек «споткнется», и правда выйдет на поверхность.

  1. Человек обманывает со страха, боясь, что ее подвергнут наказанию за какой-либо плохой учинок.
  2. Некоторые обманывают просто потому, что так делают другие, или потому, что их самых часто обманывают.
  3. Часто человек не может сказать правду, так как самая боится ее услышать.
  4. Некоторые люди обманывают ради шутки.

«Даже в мелочах нужно быть правдивым» (Г. Островский). Когда человек раз сказала неправду и это «сошло ей из рук», то хочется совершить так и в следующий раз. Одна неправда порождает другую. Да и иногда человеку тяжело остановиться и виплутатися из вранья.

Вранье похожее на снеговой шар, чем больше ее катить, тем большей она становится. Беседа за вопросами.

— Что ощущает человек, который сказал неправду? (Те мучит совесть, не дает покоя совести. Кто совесть не имеет, тот правды не знает).

— Как можно проявить, что говорит человек — правду или неправду? (По ее голосу, языку).

— Как говорят правду? (Где имело слов, там больше правды. Правда короткая, а вранье многословное. «Когда человек не имеет другого намерения, как сказать правду, ей достаточно нескольких слов» (О. Толстой).

— Как говорят неправду? («Неправду нельзя сказать просто: она требует громких слов и многих украшений» (Г. Горького). Наибольшее вранье часто выражается молчанием).

— А что может быть хуже от неправды? (Часто случается так, что человек хочет сказать правду, но ее не договаривает. Это такая полуправда еще худшая от вранья: вранье легче распознать, чем полуправду, которая маскируется, чтобы обмануть дважды).

— Скажите, пожалуйста, бывают ли такие случаи в жизни, когда сказанная неправда может быть оправдана? Приведите примеры.

— Или можно припрятать правду? (Сколько бы усилий не прибавил человек, чтобы припрятать правду, все одно рано или поздно тайное станет явным). Какие примеры из жизни вы можете привести?

Обсуждение проблемных вопросов в группах учеников.

А. Согласный ли ты с выражением «Правда более дорогая от золота»? Объясни.

Б. «Может незначительный обман не такой и страшный?» Объясни свою точку зрения относительно высказанной кем-то мысли.

(Презентация мысли группы).

Учитель. Известный французский писатель Э. Золя сказал: «Если вы припрячете правду и закопаете ее в землю, она непременно вырастет и наберет такой силы, которая однажды, когда она вырвется, то снесет все на своем пути». Подтверждение этой мысли можно найти и в украинском фольклоре, в частности в пословицах и поговорках.

Работа с пословицами.

  • Что правда, то не грех.
  • Правды, как шила в мешку, не

Спрячешь.

  • Правда и в море не тонет.
  • Дважды с неправдой не пройденные.
  • Правда, как масло: везде наверх

Уплывает.

  • Правда и из дна моря выныривает, а неправда утопает.
  • Маленькая правда победит большую неправду.
  • Лучше горькая правда, чем сладкая

Вранье.

Учитель. Всегда ли мы можем распознать правду и неправду? Давайте попробуем это сделать, послушав вот такую притчу.

Когда-то в какой-то стране, в котором городе или селе жил скульптор. Был он довольно популярный среди народа. Люди ценили его произведения, любовались ими, вельможи щедро за них платили.

Как-то решил скульптор изваять Адама — первого мужчины на земле, зачинателя рода человеческого. Никто к этому за такое дело не брался. «Не годится первого мужчины воплощать в глине, нужно найти чрезвычайный материал», — размышлял себе скульптор и взялся лепить из хлеба святого. Не успел завершить работу, как к нему уже зашел первый посетитель, почитатель таланта. Это был дедушка с седым волосами.

— Я изваял Адама — зачинателя рода человеческого! — похвалился скульптор.

— А ты его видел?

— Нет, — заперечливо покачал главой скульптор. — Я его душой ощутил.

— Не все можно вообразить, — сказал старик. — Я тебя познакомлю с теми, кто знал Адама. Это две сестры. Встань удосвита, выйди на большак — и встретишься с ними.

Скульптор совершил так, как учил его дедушка. Долго ждать не пришлось. Видит идет навстречу ему красивая девушка, наряженная в шелк и золото. Зроду-вику такой красоты не видел.

— О скульптор,- скажет она сладким голосом,- ты создал шедевр, ты создал

Идеал человека! Тебя за это нужно по-царски наградить и прославить твое имя в возрастах!

Стало художнику вплоть до томления. Когда это слышит:

— Не думай, скульптор, который поймал Бог за бороду!

Откуда-то появилась попрошайка. Шмат серой материи прикрывал ее голое, посиневшее от холода тело, грустные глаза светились родниковой чистотой.

— Ты испортил человеческую работу — хлеб. И создал не Адама — зачинателя рода

Человеческого, а себя, свое я. И думал ты лишь

О славе и грошах.

Скульптор так рассердился, что не сдержался, поднял ком земли и швырнул в попрошайку.

Анализ содержания за вопросами.

— Как описана первая девушка?

— Что она сказала скульптору? Каким голосом сказала?

— Как была одетая ее сестра?

— Что она сказала скульптору? Чему она так сказала? (Так как грех лепить из хлеба).

— Или понравилось это художнику?

— Или узнали вы этих сестер? Как их звали?

Учитель. А сейчас я зачитаю вам концовку притчи.

Мало кто из людей пошел любоваться произведением скульптора. И тот был самоуверенный и всегда настаивал на своему: «Правда сказала мне, что я создал Адама, первого мужчины». И невдомек было ему, что швырнул ком в самую Правду — голую, печальную и тревожную.

Разве может быть правда в золоте и шелку и с льстивым языком? Это лишь неправда прикрывается ценностями из расчета на человеческую слабость.

Об этом говорят и народные пословицы:

  • Правда в лаптях, а неправда в сапогах.
  • Правда край порога, а неправда — возле стола.
  • Правда холодная, а вранье теплое.
  • Топчи правду в лужу, а все чистая будет.
  • Правда и несправедливость — как огонь и вода.

Беседа за вопросами.

Учитель. С добром и злом, правдой и неправдой мы встречаемся в народных сказках. Давайте их припомним. («О правде и несправедливости», «Правда и неправда»).

— Или всегда в сказках добро побеждает зло, а правда — несправедливость?

— А как в реальной жизни?

— Перед каждым в жизни стоит вопрос: нужно ли говорить правду?

— А чему нужно говорить правду? Чему нельзя обманывать? (После обмена мнениями ученики строят заключения, чему нельзя обманывать: теряется доверие к человеку; человек может потерять и друзей; вранье унижает человека; правду все одно не припрячешь; обманывать — грех).

Работа с пословицами.

  • Кто вчера солгал, поэтому й завтра не поверят.
  • Когда у лжеца дом занялся, никто не поверил.
  • Вранье и приятеля сделает.
  • Не тот друг, кто медом мажет, а тот, кто правду говорит.
  • Кто не держит свое слово, тот сам себя пренебрегает.
  • Как имеешь врать, то лучше молчать.

Творческая Задача «Выражения свою мысль» Вопрос к ученикам: «Чему вы осуждаете вранье?» и предлагаются варианты ответов. Каждый ученик избирает из них наиболее приемлемую мысль и объясняет ее. Варианты ответов:

— Зачем же одурачивать?

— Зачем врать?

— Я некогда не вру и никого не

Одурачиваю!

— Могу назвать десять причин, чему я этого не делаю!

— Чтобы не огорчать тех, кто меня любит.

— Если я буду одурачивать, мне перестанут верить.

— Сегодня обманешь — завтра тебе не

Поверят!

— Если ты будешь врать, то и тебе станут врать.

— Так как на обмане ничего надежного не построишь; все будет ненастоящим.

— Так как одурачивать стыдно; это

Непристойно.

— Так как я правды не боюсь; врут только трусы.

— Правду говорить легко. А если врешь, нужно все время об этом помнить, чтобы не проговориться.

— Так как правда все одно выйдет наружу — если не сейчас, то потом.

— Так как за обман могут подвергнуть наказанию.

— Я просто не хочу врать — мне это осоружно.

Учитель. Закрась зеленым кружочки там, где ты согласный. Возможно, ты запишешь еще причины, чему не нужно врать и одурачивать.

Закончить час нашего общения я хочу словами известного русского писателя Льва Толстого: «Для того чтобы научиться говорить людям правду, Нужно научиться говорить ее Самому себе».

Партнером проекта «Школьное образование» выступает сайт «Новое достижение», на котором для педагогов и учеников есть возможность поучаствовать в различных конкурсах и получить диплом или сертификат Всероссийского и Международного уровня.

Благодаря участию в конкурсах для педагогов и детей Вы можете значительно улучшить свое портфолио и получить возможность  для профессионального и творческого роста.

Если домашнее задание на тему: " Добрый поступок. Сценарий школьного праздникаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.