Что такое рождение, жизнь и смерть человека? (Конфуций)



На вопрос о том, что называется судьбой человека и его природой, Конфуций отвечал: «Судьба человека есть следствие разделения пути (т.е. абсолютно едино­го), природа человека есть соединение (этого разделившегося единого) в (относи­тельно) едином; рождением человека называется взаимодействие Ян (поло­жительной, активной силы в природе) и Инь (силы отрицательной) и обнаружение этого взаимодействия; смертью называется прекращение взаимодействия. Судьба есть начало природы человека, смерть есть конец жизни. Где есть начало, там непременно есть и конец».

Это не для всех ясное определение следует понимать так. Природа, единая в своей совокупности, представлялась Конфуцию в разделенном виде в двух формах — неба и земли. В человеческом существе есть элементы неба и земли, и эти эле­менты сдерживаются в соединенном виде вследствие взаимодействия положительной и отрицательной сил природы. Следовательно, если бы абсолютно единая при­рода не приняла формы двойственности, то не было бы неба и земли, нечему было Е соединяться и в человеке. Таким образом, исходной причиной человеческого бытия является двойственность формы абсолютно единой природы. Ц. Рассуждая об условиях рождения человека, философ говорит: «Часть суб­станции отца и матери, заключенная в должную форму, есть основание нашего существования. Но эта часть субстанции осталась бы инертной, мертвой без взаи­модействия сил Ян и Инь. Когда эти силы подействуют на субстанцию, разобьют и сформируют ее, тогда она становится живым существом. Но это живое существо познается человеком не ранее как по получении от неба разумной способности. Пока в человеке силы Ян и Инь взаимодействуют, он живет, а когда взаимодей­ствие прекращается, он умирает. Человек достигает полного развития жизненных сил постепенно, постепенно же клонится и к закату. Последнее есть не что иное, сак разложение человеческого существа на основные элементы: ум восходит на небо. дыхание уходит в воздух, материальные частицы возвращаются в землю и воду. Так как причина и условия существования для всех индивидуумов одина­ковы, то «люди, — замечает Конфуций, — по природе своей близки друг другу, различие зависит уже от воспитания».

Философа спросили однажды, не живут ли мудрые люди дольше других. «Я думаю, — отвечал он, — что нельзя наперед сказать ничего определенного ни о продолжительности жизни каждого отдельно взятого человека, ни о том, какая смерть ему уготована. Верно только, что люди, не достигающие назначенного им природой предела, сами сокращают свои дни одним из следующих трех способов.

Если домашнее задание на тему: " Что такое рождение, жизнь и смерть человека? (Конфуций)Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.