«Что такое плохо» Маяковского



О чем бы ни писал Маяковский, в его произведениях всегда так или иначе присутствуют «громада любовь, громада ненависть». Поэтика контраста определяет компо­зицию и образы даже стихотворений, обращенных к детям. Таковы, например, «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий», «Что такое хорошо и что такое плохо?»

В последние годы своей творческой деятельности Мая­ковский создает острейшие по своей сатирической на­правленности стихотворения, в которых разоблачает все, что мешает строительству социализма («Служака», «Трус», «Помпадур», «Плюшкин», «Столп», «Подлиза», «Сплетник», «Ханжа»), Руководствуясь ленинскими принципами советской демократии, Маяковский смело типизирует и остро обличает такие негативные явления, как бюрократизм, комчванство, перестраховка, чинопочи­тание и т. д. Так, в стихотворении «Служака» Маяковский заклеймил комсомольского «деятеля», который «как нарочно создан… для чиновничьих делячеств». Не менее значительны образы бюрократа-перестраховщика, главное стремление которого «схорониться б за приказ… спрятать­ся б за циркуляр…», или помпадура, убежденного, что «навсегда дано ему над всеми володеть и княжить».

В 1928 году Маяковский написал феерическую комедию «Клоп», а в 1929 году — «драму с цирком и фейерверком» «Баня».

Маяковский выступал как драматург-новатор. «По­пытка вернуть театру зрелищность, попытка сделать под­мостки трибуной, — писал он, — в этом суть моей театраль­ной работы».

Творчески развивая традиции русской сатирической комедии, прежде всего Гоголя, Маяковский добивался сближения сцены и зрительного зала, театра с действи­тельной жизнью. В то же время он глубоко убежден: «Театр не отражающее зеркало, а увеличивающее стекло». Неудивительно поэтому, что в «Клопе» и в «Бане» Маяков­ский широко обращался к художественной условности — от особой роли гиперболы, гротеска при создании характе­ров, обстоятельств и широкого использования фантастики (перенесение действия в коммунистическое будущее в «Клопе», появление машины времени и фосфорической женщины в «Бане») до внешних форм, связанных с введе­нием элементов цирковой зрелищности, феерической празд­ничности, с использованием красочных афиш, рекламных летучек и лозунгов, появлявшихся на сцене и в зрительном зале с целью сблизить их друг с другом и разъяснить смысл театрального действия, его актуальность. Например:

  • Каждого бюрократа
  • выпарь
  • и прочисть —
  • и веник рабочего
  • и художника кисть.
  • …Сегодня
  • строится
  • социализм —
  • живой,
  • настоящий,
  • правдашний.
  • Долой бутафорские тряпки и сор!
  • Переделывай жизнь, коммунист-режиссер!

За сценическое воплощение пьес Маяковского с боль­шим энтузиазмом взялся режиссер-новатор В. Э. Мей­ерхольд. На сцене его театра при непосредственном участии самого Маяковского были поставлены и «Клоп», и «Баня».

Основная проблема «Клопа» — «разоблачение сегод­няшнего мещанства». В центре пьесы образ бывшего рабочего «перерожденца» Присыпкина, махрового меща­нина новой формации, волею случая оказывающегося в обществе будущего и обнаруживающего там до конца свою «зоологическую» сущность.

Политическая идея «Бани», по определению Маяков­ского,— «борьба с узостью, с делячеством, с бюрокра­тизмом — за героизм, за темп, за социалистические пер­спективы». Матерому бюрократу Победоносикову и его прихлебателю Оптимистенко Маяковский противопостав­ляет людей творческой мысли и высокой общественной активности — изобретателя Чудакова, «легкого кавалери­ста» Велосипедкина и других.

Совмещение сатиры и патетики определяет основной пафос пьес, утверждающих в конечном счете неизбежность победы новых, коммунистических отношений.

Как художник социалистического реализма, Маяков­ский умел смотреть вперед. Идейным и художественным новаторством, подлинной народностью и партийностью и объясняется огромный успех пьес Маяковского. Они широко ставятся и сегодня на сценах многих театров нашей страны, а также за рубежом.

Если домашнее задание на тему: " «Что такое плохо» МаяковскогоШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.