Борьба за отечественную культуру



Борьбу за русскую науку Ломоносову приходилось вести не только с реакционным духовенством.

Мы знаем, как энергично боролся Ломоносов с академическими немцами, третировавшими рус­ских ученых как людей, якобы неспособных к научному мышле­нию и научно-исследовательской работе. Ломоносов противопо­ставлял этому горячую веру в замечательную талантливость рус­ского народа. Он настойчиво утверждал, что плодоносные недра «российской земли» способны «рождать» своих собственных ве­ликих деятелей на почве самобытной культуры — «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов», собственных «россий­ских Колумбов». В оде, посвященной Екатерине II (1762), Ломоносов чрезвычайно резко обвиняет многочисленных немцев, со­стоявших на русской службе, в том, что они, выйдя за пределы своей «должности» и «в противность истины вещей», почитали весь «российский род», всех русских своими «рабами». Ломоносов предлагает им измерить обширность российских стран, исчислить несметное множество российских героев на всех поприщах дея­тельности, на всех ступенях социальной лестницы — «от земле­дельца до царя».

Примечательнее всего, что попутно Ломоносов выступил с предостережением новой императрице, призывая ее соблюдать «народные права» и угрожая ей, в противном случае, судьбою ею же свергнутого Петра III. И эти предостерегающие намеки были услышаны Екатериной. Несмотря на ряд похвал новой монар­хине, которыми была обставлена ода, Екатерина приняла ее хо­лодно. Никакой обычно полагавшейся в таких случаях награды Ломоносов за нее не получил, а вскоре после этого Екатерина и вовсе хотела уволить его из Академии наук. Очевидно, опасаясь неблагоприятного впечатления, которое это могло произвести на общественное мнение, она отменила уже подписанный ею указ об отставке. Но недоброжелательное отношение к Ломоносову осталось в ней навсегда: после его смерти все его бумаги по ее личному распоряжению были опечатаны и бесследно пропали. Своей одой Ломоносов доказал, что, когда дело шло о том, что он почитал «общею пользой», благом «российского народа», его ничто не могло остановить. Однако всего лишь этой одой, уже известной нам одой «На счастье» да двумя-тремя переложе­ниями псалмов гражданско-обличительные мотивы ломоносовской поэзии и ограничиваются. В своих сатирических стихах он нападает на реакционное духовенство. В основном же жанре своего творчества, в одах, он, как правило, не только не прояв­ляет критического отношения к окружающей его действительно­сти, а наоборот, восторженно приемлет и славит ее. И в то же время нельзя согласиться с мнением Плеханова, что «в обще­ственном смысле он всегда оставался полным и, конечно, вполне искренним консерватором». Наоборот, Ломоносов во всех своих одах с напряженной настойчивостью выдвигает и не­устанно пропагандирует героическую программу стремительнейшего движения вперед, бурного развития всей страны.

Литературная деятельность Ломоносова проходит в непрерыв­ной борьбе с другими враждебными ему литературными деяте­лями и течениями — Тредиаковским, Сумароковым и его школой. Старые исследователи склонны были сводить все обстоятельства этой борьбы к личной вражде писателей. Некоторые советские исследователи, почувствовав поверхностность таких объяснений, старались отыскать другую, общественную подоплеку этой лите­ратурной вражды. Борьба трех писателей была «социологизирована». В Ломоносове стали видеть представителя идеологии придворной верхушки, в Сумарокове — средней дворянской ин­теллигенции, в Тредиаковском — духовенства. Такое понимание значения литературной деятельности Ломоносова, конечно, чрез­вычайно обедняет и искажает ее. В Ломоносове мы имеем не за­щитника ограниченно-корыстных интересов того или иного дво­рянского слоя, а могучее проявление народного национального самосознания. Несмотря на связь с двором, с высшими дворян­скими магнатами, несмотря на «высоту» литературного «штиля», по основным устремлениям Ломоносов демократичнее, народнее и Тредиаковского, и Сумарокова. Сумароков, при всей прогрес­сивности отдельных идейных и стилистических тенденций его твор­чества, был все же типичным дворянским идеологом, почти всегда остававшимся в рамках своего класса; в деятельности Ломоно­сова впервые распрямлялись и разворачивались скованные силы многомиллионного трудового народа.

Если домашнее задание на тему: " Борьба за отечественную культуруШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.