Басни «Притчи» (басен)



Эти произвидения составляют один из самых больших и пользовавшихся особенной популярностью разделов его творчества. Новиков замечал о них в своем словаре: «В сем роде стихотворения далеко превосходит он Федра и Де-Ляфонтена». Немногочисленные басии Кантемира, равно как стихотворное переложение «Эзоповых басенок» Тредиаковского, хотя и явились у нас первыми образцами басни как стихотворного жанра, не имели сколько-нибудь существенного историко-литературного значения. Основоположником русской басни, по справедливости, следует считать Сумарокова. Он при­дал басне характер живой бытовой сценки, миниатюрной комедии нравов; им создана и сама стихотворная форма басни — «воль­ный», т. е. разностопный, стих,— сделавшаяся канонической и до­стигнувшая лет пятьдесят спустя такого изумительного художе­ственного мастерства под руками Крылова. Равным образом со­общил Сумароков басне и остро сатирический тон, который также является одним из существенных свойств басен Крылова. В соот­ветствии с «низким духом», который составляет, по Сумарокову, характерную особенность басенного жанра, басни его написаны нарочито «простыми словами», т. е. сознательно сниженным, пере­полненным вульгаризмами слогом. Сатирическая направленность басен Сумарокова разнообразна, охватывая самые различные стороны современного ему общественного быта. Главным объек­том сатиры Сумарокова — и здесь он также продолжал традицию народной сатиры — было чиновничество — «подьячие».

Уже Кантемир нападал на дьяков и подьячих — чиновничье-бюрократический аппарат, явившийся непосредственным и по­слушным орудием самодержавной императорской власти в деле управления страной. Этот аппарат приобретал все большее зна­чение при дальнейших преемниках Петра. Герцен о нем писал: «Между дворянством и народом стоял презренный сброд чинов­ников из личных дворян, класс нравственно испорченный и ли­шенный всякого человеческого достоинства. Воры, тираны, донос­чики, пьяницы, игроки — такими были эти самые пресмыкаю­щиеся люди империи.

«Крапивное семя», как выразительно прозвал подьячих народ, и было главной сатирической мишенью Сумарокова. В этом боль­шое значение его сатиры, впервые так широко и настойчиво раз­вернувшей одну из основных обличительных тем русского крити­ческого реализма XIX в. Недаром с таким сочувствием, в качестве несомненной заслуги Сумарокова, отмечал это Белинский: «Можно написать целую статью о его войне против подьячих: боже мой, где и как ни пятнал, ни позорил их этот неутомимый боец! Говоря о подьячих, Сумароков становится и желчен, и остер, и вдохновенен. Ненависть к этому гнусному отродию-(говоря его выражением) была живою струною его души, и кто же не согла­сится, что источник этой ненависти был благороден, а ее проявле­ние не могло не принести пользы обществу». Смело нападал Сумароков и на «жаднейших откупщиков» — влиятель­ных вельмож и фаворитов, взявших себе на откуп различные от­расли государственного хозяйства, хищнически ими распоряжав­шихся и беспощадно грабивших простой народ.

Субъективно сатира Сумарокова не выходила за пределы идео­логии просвещенного дворянина середины XVIII века. Тем не менее и общественное, и историко-литературное значение этой сатиры было очень велико Сатирическую направленность творчества Су­марокова особенно ценили и Новиков, и Радищев. Стоит отметить тот факт, что довольно большое число (около 15) стихотворений Сумарокова перепечатано в качестве текстов к лубочным народ­ным картинкам, изданным в 60—70-х годах XVIII века.

Если домашнее задание на тему: " Басни «Притчи» (басен)Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.