Автобиографичность Державина



Из тяжелой золотой рамы кованых державинских строф перед нами с необычайной жизнен­ностью выступает уже известный нам облик — один из замечательных русских характеров, че­ловек, живущий всей полнотой бытия, кипуче-деятельный, пыл­кий, увлекающийся, честный, прямой, умеющий страстно любить и столь же страстно презирать и ненавидеть, владеющий даром беспощадно-быощего слова, острой насмешки, зачастую перехо­дящей в тонкую автоиронию. Из од Ломоносова мы ничего не можем узнать о личной жизни самого поэта. В стихах Держа­вина перед нами развертывается почти вся его красочная био­графия, во всей конкретности отдельных ее эпизодов, со всем многообразием личных, семейных, дружеских и служебно-общественных связей и отношений.

Первым из всех наших поэтов-одописцев Державин спу­скается с высот одического Олимпа — мифологизированного оби­талища «земных богов» — в сферу обыкновенной человеческой жизни, ярко изображает частный семейный быт — и свой соб­ственный, и своих современников. Это расширение, своеобразная «демократизация» круга явлений, «допускаемых» в лирическую поэзию, имела исключительно важное историко-литературное зна­чение. И недаром даже Пушкин, уже почти в конце жизни, в пе­риод работы над «Езерским» и «Медным всадникохМ», отстаивая право на введение в поэму «ничтожного героя» — мелкого петер­бургского чиновника, ссылался именно на Державина как на сво­его предшественника.

И в самом деле, строфы стихов Державина насыщены реаль­ной действительностью, окружавшей поэта, густо населены пе­строй и многоголосой толпой его современников — царей, полко­водцев, крупных государственных деятелей, близких, друзей, врагов, наконец, просто соседей, вплоть до привратника его пе­тербургского дома, до простых крестьянских девушек, пляшущих народный танец — так называемого «бычка».

Самого поэта прямо смущала эта столь непривычно автобио­графическая, сугубо личная окраска его стихов. Это застав­ляло его порой и вообще весьма скептически смотреть на буду­щее своего творчества и отзываться о своих произведениях, как о «пустяках».

«Всё это так, около себя, и важного значения для по­томства не имеет: всё это скоро забудут». Многое из мимолетных фактов и эпизодов, мелких бытовых подробностей, злободневных намеков, которыми переполнены державинские стихи, действи­тельно скоро стало чуждым и зачастую непонятным последующим читательским поколениям. Но, с другой стороны, именно эта «личностность», живая конкретность художественно-поэтического созерцания сделали творчество Державина важнейшим этапом на путях развития нашей литературы от классицизма к Пушкину и вместе с тем нагляднейшим, красноречивейшим литературным памятником России той

 

 

Если домашнее задание на тему: " Автобиографичность ДержавинаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.