Анализ содержания романа «Дело Артамоновых»



Роман «Дело Артамоновых» не просто семейная хроника, но история возвышения и падения целого класса промышленно-финансовых воротил. «Года через два после воли» в уездном городке Дремове неожидан­но появляется «чужой», бывший приказчик, «человек князей Ратских из курской их вотчины» — Илья Арта­монов. Подобно пушечному ядру раскалывает Артамо­нов-старший сонное дремовское благочиние. На берегу илистой речки Ватаракши закладывает Артамонов кор­пус полотняной фабрики. Солнце удачи восходит над кланом Артамоновых: к первому зданию фабрики при­страивают второе, третье. «Три корпуса ее, располо­женные по радиусу, вцепились в землю, как судорож­но вытянутые красные пальцы». Казалось бы, перед нами книга о труде. Однако собственно описанию тру­дового процесса, овеянному поэзией, вдохновением, от­ведены немногие строки. В центре романа — изображе­ние капиталистического дела. Дело расширяется, уже пятый корпус «вцепился в землю, пятый палец красной кирпичной лапы».

Если главная черта характера Ильи Артамонова — цельность, то Петру присуще раздвоение чувств и мыс­лей. Петр «как в плену» у отцовского дела, которое, подобно медведю, «облапило и держит». У потомков Ильи Артамонова нет ни смелости, ни задора их могу­чего предка. Видимо, не случайно, думая о старшем сыне, Илья приходит к горестному выводу: «…есть что-то мутное». Усталость, скуку, отчуждение от дела испытывает не только вяло-флегматичный Петр, но и подвижно-энергичный Алексей. Внуки Ильи Артамо­нова — Яков и Мирон — стремятся не отстать от века, и мечтают они уже не только о финансовой, но и о поли­тической власти.

В процессе становления капиталистического дела возникает и развивается идея «очищения». Не изнутри, ибо и постройка церкви, и принятие сыном Ильи Арта­монова, Никитой, монашеского сана ничего не меняют в жизни героев. Есть в первой части романа знамена­тельная сцена. Землекоп Тихон Вялов, «держа на плече железный заступ», наблюдает за спящим Ильей Арта­моновым. Разными чувствами обуреваем рабочий, зага­дочно мерцание его глаз, но переступить черту он не в силах — перед ним лежал, по словам Горького, «большой человек». С этим эпизодом входит в повес­твование тема народного возмездия. Тихон Вялов, как бы оправдывая символику имени и фамилии, внешне пассивен, безволен. На самом деле это натура незау­рядная. Странный дворник-философ не чета остальной артамоновской челяди. Недюжинной физической силе бывшего землекопа (во время схватки с Ильей Артамо­новым последний победил лишь благодаря ловкости, но не силе) соответствуют его энергия, глубина наблюде­ний. Психологический склад характера Вялова подобен чуткому сейсмографу, улавливающему малейшие коле­бания в глубинах артамоновского рода. Именно Тихон становится вольным или невольным свидетелем всех важных событий в жизни купеческой семьи. В его причудливо преломленном сознании отражается кривая падения детей и внуков основателя рода. Ему автор поверяет наиболее глубокие и точные оценки соверша­ющихся событий. Тихон немногословен, но речи его присущи меткость, афористическая емкость. В финале романа, когда социалистическая революция выносит исторический приговор системе буржуазного накопи­тельства, именно Тихон подводит нравственно-фило- софский итог деяниям трех поколений Артамоновых: «Вот оно, как повернулось. Я говорил: всем каторга… Грешили, грешили,— счета нет грехам!.. Вот наступил на вас конец. Отлилось вам свинцом все это… Потеряла кибитка колесо…»

Однако истинным антиподом артамоновского клана выступает семья Морозовых. Несмотря на то, что разго­вор о Борисе, Иване, Захаре Морозовых проходит по периферии сюжета, образы представителей нескольких поколений этой семьи даны скупо, иногда только обоз­начены, но по контрасту именно они выявляют объек­тивную социальную роль пролетариата: историческое развитие артамоновского дела — в их руках.

Художественное своеобразие «Дела Артамоновых» не только в особо лапидарной, емкой и выразительной стилистике. Прослеживая судьбы трех поколений рода Артамоновых на протяжении более полувека, художник на малом пространстве воссоздает широкую картину жизни, используя с этой целью поэтику символа, мета­форического тропа (например, об артамоновском деле: «…длинная, мясного цвета фабрика, похожая на гроб без крышки»; «Легко создавалась картина жизни вне всего этого, вдали от красного, жирного паука фабри­ки, все шире ткавшего свою паутину»).

Композиция романа неповторима по сравнению с остальными произведениями большой эпической фор­мы у Горького. В структуре романа определяющую роль играет прием троичности: три брата, три внука Артамоновых, три поколения семьи Морозовых. Приме­нено кольцевое обрамление. Но если в зачине показан Илья-старший, бывший крепостной, создавший благо­даря собственной силе, энергии, уму капиталистическое предприятие, то в финале выступает его внук, тоже Илья, ставший через полвека могильщиком того дела, у истоков которого стоял дед. В ткань повествования органично вошли народные песни, сатирические купле­ты, частушки, помогающие выявлению дум, настроений простых людей, их мнений о происходящем.

Если домашнее задание на тему: " Анализ содержания романа «Дело Артамоновых»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.