Анализ содержания произведения «Повесть о настоящем человеке»



Произведение Бориса Николаевича Полевого (1908—1981) посвящена беспримерному подви­гу летчика Алексея Мересьева, который после ампутации обеих ног сумел вернуться в строй и продолжал на своем самолете громить фашистов. Основанная на документаль­ном материале, повесть стала произведением огромной воспитательной силы.

Понятие значения названия произведения Полевой сделал обоб­щающим и многогранным. Качества настоящего человека пришли к Мересьеву не сразу. Ему помогли вернуться в строй многие настоящие советские люди.

Своеобразным университетом для Алексея Мересьева было пребывание его в госпитале, в особенности его встре­ча с комиссаром Воробьевым. Это был подлинный «настоя­щий человек», который смысл, цель и содержание жизни видел в том, чтобы помогать другим. Именно Воробьев внушил Алексею веру в свои силы, в то, что советский летчик может летать и громить фашистов и без обеих ног. Врачи и медсестры госпиталя делали все, чтобы Мересьев вернулся в строй. Не отвернулась от него, безногого, Оля, которая стала ему верным другом жизни.

Достоинство повести Полевого в том, что на примере летчика Мересьева и всех тех, кто помог ему, писатель раскрыл богатство внутреннего мира советских людей, которые выдержали единоборство с жестоким и коварным врагом и победили.

Героические будни санитарного поезда показаны в по­вести Веры Федоровны Пановой (1905—1973) «Спутники».

Название повести имеет символический смысл. Спутни­ки по санитарному поезду, товарищи и коллеги по со­вместной благородной деятельности, герои Пановой видят войну с самой ужасной, бесчеловечной ее стороны. Они видят тяжелораненых, видят увечье, превращение людей в калек, они борются за жизнь каждого человека. Не все­гда их заботы могут возвратить жизнь, и тогда они видят, как погибают в самом расцвете своих сил люди, для кото­рых, казалось, вся жизнь была еще впереди. По роду своей деятельности они были подлинными братьями и сестрами милосердия. В этом источник особой ответственности, са­моотверженности и терпеливого мужества.

Коллектив выдерживает испытания и тогда, когда поезд попадает под Псков, где идут кровопролитные бои, и тогда, когда его перебрасывают под Сталинград.

Основное стремление писательницы заключалось в том, чтобы передать богатство внутреннего мира своих героев, раскрыть психологию их подвига. На войне люди вели себя по-разному, по-разному относились к жизни, и идеалы у каждого были свои, и это зависело во многом от их жизни в довоенное время.

Комиссар поезда Данилов, в прошлом начальник треста, был подлинным воспитателем и организатором. Он рос вместе с советским государством и непрерывно учился: его учили в комсомоле, в партии, в Красной Армии, учили и в специальных школах, и на курсах, и в кружках. Он много сделал для сплочения коллектива, внушая, что в поезде должна быть дисциплина такая же, как в строю. «Мы должны быть ангелы, херувимы и серафимы, да. Мы — братья и сестры милосердия…» — внушал Дани­лов коллективу. Он всегда и сам служил примером акку­ратности, дисциплины, четкого выполнения самых ответ­ственных заданий.

Для хирургической медсестры Юлии Дмитриевны труд был основой и содержанием жизни. Она считала, что лю­бовь не для нее, и поэтому свою влюбленность во врачей, с которыми работала, тщательно скрывала от всех. Она всегда четко выполняла свои обязанности и не знала, что такое паника. Операционная была для нее «святая свя­тых» и всегда находилась в идеальнейшем порядке. Все знали, что на Юлию Дмитриевну можно во всем поло­житься.

Лена Огородникова, в прошлом учительница физкуль­туры, более напоминала мальчика-подростка, чем молодую женщину. У Лены было трудное детство. Отец оставил семью, мать вышла замуж за другого и уехала из города. Лена воспитывалась в детском доме, добровольно ушла в армию. Она стала незаменимой помощницей врачей, самозабвенно ухаживала за ранеными.

Особое место в повести занимает образ доктора Супругова. Супругов — эгоист по натуре, он, прежде всего думает о своем собственном благополучии. У него страсть к краси­вым вещам, и его довоенная квартира напоминала свое­образный музей. В аккуратных шкафчиках были собраны хрустальные вазы, венецианское стекло, изделия из слоно­вой кости, дорогие книги, красивые безделушки. В отноше­нии к людям он не проявляет искренности, теплоты, человечности. Вежлив, корректен, но бездушен и черств. Но и он, охваченный общим энтузиазмом, успешно вы­полняет поставленные задачи.

Начальник поезда скромный, застенчивый пожилой доктор Белов сначала ищет близости с Супруговым, хочет видеть в нем своего соратника, но впоследствии и он, как. и Юлия Дмитриевна, понял эгоизм и равнодушие Супругова и отошел от него. Доктор Белов является образцом патриота и человека, который смысл всей жизни видел в служении людям. Узнав о гибели в осажденном Ленин­граде любимой жены и дочери, доктор Белов находит в себе душевные силы подавить свое личное горе, сохранить работоспособность и быть активным членом коллектива.

Если домашнее задание на тему: " Анализ содержания произведения «Повесть о настоящем человеке»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.