Анализ содержания поэзии 60 — 70-х годов



В психологической поэме «Золотая жила» социаль­ный мотив выражен не столь явно, здесь прежде всего раскрытие характеров, порой жестоких и необуздан­ных, но сильных и верных в любви.

В. Федоров — поэт открытой социальности. Он причастен ко всему происходящему в мире. Особенно во­лнуют поэта жизненные проблемы современной деревни («Нет в моей деревне счастья», «Хозяйка»), Как бы подхватывая некрасовскую тему «рыцаря на час», В. Федоров разрабатывает ее в новое время и на новом материале. Таков его «Гамлет в совхозе», не понимаю­щий «холодною душою трагедии земли». Гнев поэта направлен против тех, кто «Родную землю /Делали чужою,/ Скупою,/ Неотзывчивой на труд».

Страстный публицист («Поэт не может быть счаст­ливым / В тревожные для мира дни»), В. Федоров наполняет свои стихи высоким гражданским содержа­нием, что особенно ощутимо в его лирике 60—70-х годов («Судный день», «Рабская кровь», «Лицо века», «Три воды», «Не бойтесь гневных» и др.). Сплавленные вое­дино философичность и публицистика, разящее слово сатирика и лирическая задушевность придают особую убедительность поэтической строке В. Федорова, активно сражающейся за сердца и души современ­ников:

  • Все испытав,
  • Мы знаем сами,
  • Что в дни психических атак
  • Сердца, не занятые нами,
  • Не мешкая займет наш враг. (…)
  • Сердца!
  • Да это же высоты,
  • Которых отдавать нельзя.

О многогранности поэзии В. Федорова свидетель­ствует и его любовная лирика. Свободно и открыто, подчас полемично заговорил поэт о большом человече­ском чувстве. «Книга любви» (1961 —1964) —гимн «страсти, сжигавшей дотла», «веселому сумасше­ствию / Торжествующей плоти». Чувства лирического героя и его возлюбленной не платонические: «Мы любим / По земным законам…» И все — свято, чисто, неподсудно людскому суду, ибо «любовь свя­щенна».

Поэма «Седьмое небо» (1959—1968) — самое зна­чительное художественное полотно В. Федорова. Поэт оценивает жизнь мерой много пережившего человека, мерой добра и подлинной человечности. Романтическое начало поэмы как бы согласуется с образом лирическо- , го героя Василия Горина, с его мечтой искать и штур­мовать «коварное седьмое небо», с его большой лю­бовью к Марьяне. Однако не поверив в себя, герой делает несчастными дорогих ему людей. Вторая часть поэмы (работа на авиазаводе, отъезд в армию, гибель Бориса по пути на фронт) написана в строго реали­стическом ключе. Если характер главного героя изо­бражен психологически убедительно, то эволюция

Бориса оказалась недостаточно раскрытой, его разоблачение происходит без необходимой мотиви­ровки.

«Седьмое небо» — своего рода итог раздумий по­эта о государстве, об извилистых путях истории в на­шем столетии, о мещанстве и карьеристах «особой масти», о красоте и уродстве. Вместе с тем это и по­эма о герое, испытавшем в жизни все: недоверие и предательство друзей, потерю любимой женщи­ны,— прошедшем войну, познавшем «сверх ме­ры / Трагедию высокой веры / И в Человека / И в добро», но сохранившем в себе веру. Залог надеж­ды и оптимизма — в единстве героя и Родины: «Зем­ля моя, / Моя родная Русь, / Везде с тобой / Мое земное сердце».

О становлении социально активной личности повес­твует также поэма В. Федорова «Женитьба Дон-Жуа­на» (1977), отмеченная интересными авторскими раз­мышлениями о современной действительности, о труд­ной судьбе героя (произведение это оказалось, однако, не столь значительным, как лирика и более ранние поэмы). Творчество В. Федорова пронизано борьбой за высокое призвание Человека, за совершенствование жизни, за осуществление высокого идеала.

Если домашнее задание на тему: " Анализ содержания поэзии 60 — 70-х годовШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.