Анализ содержания поэмы «За далью — даль»



Крупным событием в литературе было опубликование поэмы «За далью — даль» (1950—1960).

Поэма имеет подзаголовок «Из путевого дневника» — этим поэт связывает ее содержание со своими поездками в Сибирь, на Дальний Восток, в Якутию. Поездки по стране дают возможность поэту отразить жизнь народа, вспом­нить прошлое, заглянуть в будущее.

Образ Родины является тем сюжетообразующим зве­ном, которое делает произведение монолитным целым.

В идейно-художественном содержании поэмы огромная роль принадлежит автору-повествователю, который охва­чен пафосом постижения «далей» страны — ее краев, городов, начиная с Подмосковья и кончая Владивостоком. Автор — не просто путешественник, знакомящийся с новы­ми «далями» — он осмысляет увиденное с позиций своего времени, учитывая и окончившуюся войну, и историческое прошлое своей Родины. Название глав отражает открыва­ющиеся взору путешественника дали («За далью — даль», «В дороге», «Две дали», «Огни Сибири», «Москва в пути», «На Ангаре», «К концу дороги»); его размышления о своей жизни («Две кузницы», «С самим собой»); его встречу с другом юности («Друг детства»); мысли об окончившей­ся войне («Фронт и тыл»), о литературе и литераторах («Литературный разговор»), осмысление культа личности и дальнейшего пути к новым вершинам страны и народа («Так это было», «До новой дали»).



Композиция поэмы в какой-то степени родственна композиции поэмы «Василий Теркин». В обеих поэмах нет сквозного сюжета, нет героев, судьба которых нашла бы отражение в ряде глав. Если в поэме «Василий Теркин» отражались события войны, то идейный смысл поэмы «За далью — даль» можно выразить словами: страна, народ и сам поэт в пути к новым далям, к новым свершениям.

В поэме эпический охват действительности сочетается с глубокими философскими обобщениями. Объединяя со­держание поэмы, автор-повествователь выступает в роли рассказчика и лирического героя, нигде не отделяет себя от судьбы Родины и жизни своего народа. Поэтому в его сознании органически соединяются образ родины «малой» и «большой»:

  • Я еду. Малый дом со мною,
  • Что каждый в путь с собой берет.
  • А мир огромный за стеною,
  • Как за бортом вода, ревет.

Жестокая память войны рисует народную трагедию прошлого, когда дымились «вновь и вновь руины» городов и деревень. Поэт слагает гимн своему народу, одержавше­му всемирно-историческую победу и открывшему новые дали для строительства и созидания:

  • Народ — подвижник и герой —
  • Оружье зла оружьем встретил.
  • За грех войны карал войной,
  • За смерть — печатью смерти метил.

Сквозной темой, проходящей через поэму, является тема поэта и поэзии. Вслед за Маяковским А. Твардовский считает, что поэт всем своим творчеством связан с наро­дом — он поистине «народный водитель и народный слу­га». Поэту многое дано. Его талант принадлежит не только одному ему, но и его народу. Поэтому для поэта самое главное — сохранить связь с народом, с его жизнью, а это значит — сохранить жар творчества, его запал.

Поэма Твардовского — это взволнованный рассказ, говоря словами Маяковского, «о времени и о себе». Свою жизнь и творчество поэт никогда не отделял от народа, делил с народом радости мирной жизни и горести военного лихолетья:

  • Иль не меня четыре года,
  • Покамест шла войны страда,
  • Трепала всякая погода,
  • Мотала всякая езда.
  • И был мне тот режим не вреден,
  • Я жил со всеми наравне.

И мирные дни, наступившие после окончания войны, поэт воспринимает как новый призыв к творчеству. Страна так велика, так много неизведанных далей, так много материала для творчества, что поэт должен стремиться все изведать и везде поспеть:

  • Я сердце по свету рассеять Готов.
  • Везде хочу поспеть.
  • Нужны мне разом
  • Юг и Север,
  • Восток и Запад,
  • Лес и степь.

Для произведения характерна обостренная любовь поэта к Родине, к тем родным заветным далям, которые народ отстоял в битвах Великой Отечественной войны.

Он слагает гимн Волге-матушке, встреча с которой — великая радость для всех пассажиров скорого поезда «Москва — Владивосток». Волга вобрала в себя «семь тысяч рек», и поэтому она считается символом России.

Вбирая в свое сознание окружающие дали, проплываю­щие за окнами скорого поезда, поэт соотносит их со своей малой родиной, со своими родовыми корнями.

Так, в главе «Две кузницы» Твардовский говорит об Урале и называет его с сыновней нежностью «Батюшка-Урал»:

  • Урал!
  • Завет веков и вместе —
  • Предвестье будущих времен.
  • И в наши души, точно песня,
  • Могучим басом входит он — Урал!

В то же самое время он вспоминает родную кузницу Загорья, которая научила его ценить труд отца-кузнеца, признанного в округе, ибо «без железной кочедыжки и лап­тя даже не сплести».

Поэт вспоминает о кузнице Загорья с чувством сы­новней благодарности за то, что он познал чудеса, какие может творить «союз огня с металлом», и за то, что приобщился к народной мудрости, к жизненному опти­мизму.

Дали родной страны помогают поэту всегда помнить о малой родине, и он признается:

  • С дороги — через всю страну —
  • Я вижу отчий край смоленский.

Поэт выражает чувство радости, что он «оттуда» — «из той зимы, из той избы», что он всегда чувствовал себя не баловнем «особой избранной судьбы», а частью народа.

Неоднократно говорится в поэме о том, что счастье свое поэт видит в служении Родине:

  • Я счастлив жить, служить отчизне,
  • Я за нее ходил на бой.
  • Я и рожден на свет для жизни —
  • Не для статьи передовой.

Современность помогает поэту по-новому осмыслить прошлое Родины. Воспевая современную Сибирь, он вспо­минает песни о ссыльных и каторжниках дореволюционной Сибири:

  • И в старых песнях не устал
  • Взывать с тоской неутолимой
  • Твой Александровский централ
  • И твой бродяга с Сахалина.
  • Да, горделивая душа
  • Звучит и в песнях, с бурей споря,
  • О диком бреге Иртыша
  • И о твоем священном море.

Современная Сибирь — это край «перемен беспово­ротных», это мир огней. Сибирь — это Россия, Москва, это «звездная Сибирь».

Лирический пафос поэмы не только в частых отступле­ниях, в которых передается поэтическое восприятие жизни, современности, но это и целые главы, в которых осмысля­ется соотношение поэта с современным миром. Счастье свое поэт видит в том, что его судьба соединила с судьбой народа:

  • Нет, жизнь меня не обделила,
  • Добром своим не обошла.
  • Всего с лихвой дано мне было
  • В дорогу — света и тепла.
  • И сказок в трепетную память,
  • И песен матери родной,
  • И старых праздников с попами,
  • И новых с музыкой иной.

Поэт благодарен жизни за то, что он делил с народом не только радости, но и горести. Он тяжело воспринимает встречу в дороге с другом детства, который был его лучшим сверстником. Но судьба друга была трагичной. Эта глава выражает человечность поэта, его верность старинной дружбе, чувство горести и сочувствие судьбе друга, не­справедливо пострадавшего в годы культа личности.

Жизнь в осмыслении Твардовского — это движение, это нескончаемая дорога, по которой идет народ, человек, человечество. Образы Дороги и Жизни — центральные образы и в других поэмах Твардовского: «Страна Муравия», «Василий Теркин» и «Дом у дороги».

Народ-созидатель, народ-строитель, народ-преобразо­ватель жизни — главный герой в поэме Твардовского. Поэтому так ярка, впечатляюща картина покорения Ангары.

Герои строительства на Ангаре обрисованы поэтом как чудо-богатыри, обладающие огромной волей, упорством и мужеством, вобравшие в себя все прекрасные качества своего народа:

  • То был порыв души артельной,
  • Самозабвенный, нераздельный,—
  • В нем все слилось — ни дать, ни взять:
  • И удаль русская мирская,
  • И с ней повадка заводская,
  • И строя воинского стать.

В покорении Ангары, как и в годы Великой Отече­ственной войны, в полную силу проявилась дружба наро­дов, ибо эта стройка объединяла народы страны:

  • Тут были: дальний украинец
  • И житель ближних мест — бурят,
  • Казах, латыш и кабардинец,
  • И гуще прочих — старший брат.

Поэма Твардовского — одно из ярких произведений литературы 50—60-х годов, в котором запечатлен героиче­ский труд советского народа послевоенного периода.

С большой горечью пишет поэт о трудной жизни смоленской деревни после окончания войны. Его тревожит судьба тетки Дарьи.

  • С ее терпеньем безнадежным,
  • С ее избою без сеней,
  • С трудоднем пустопорожним,
  • С трудоночью — не полней.

В заключении поэмы поэт благодарит Родину за вели­кое счастье «с тобою быть в пути твоем», еще раз под­черкивает единство своих стремлений и помыслов с Роди­ной, с народом.

Свои стихи Твардовский объединил в три больших цикла: «Сельская хроника», «Фронтовая хроника», «По­слевоенные стихи». Циклизация подчеркивала эпичность содержания стихотворений, которое связано с поэмами и со стремлением автора широко охватить явления совре­менности, отразить красоту родной природы, передать свои размышления об извечных философских проблемах — жизни, смерти, дружбы, любви, товарищества, сказать о высоком назначении человека на земле.

В послевоенных стихотворениях слагается гимн Роди­не, совершившей бессмертный подвиг в дни Октября и в годы Великой Отечественной войны. Поэт обращается вновь к образу Ленина — вождя революции, чье имя наве­ки запечатлено в народной памяти («Памяти Ленина»). Он утверждает: «Как Ленина дело бессмертно, так память бессмертна о нем». Ряд стихотворений продиктован жесто­кой памятью об окончившейся войне, о подвиге советского народа:

  • С угарною пылью похода
  • И солью солдатской спины,
  • Июль сорок первого года,
  • Кипящее лето войны.

Война окончилась, но забыть о ней нельзя, она живет в сердцах всех ее современников. В ряде стихотворений говорится о трудном и напряженном периоде после оконча­ния войны: «В тот день, когда окончилась война...», «Послевоенная зима», «Сыну погибшего героя», «Их памя­ти», «9 мая». Поэт славит победу, отмечая подвиг ее творцов: «Салют и слава годовщине навеки памятного дня, салют бойцам и генералам, героям, павшим и живым».

Память о жертвах, принесенных во имя победы, не заглушает в послевоенной лирике Твардовского гимна жизни, строительству, радости созидания, которой охваче­на страна. Сам поэт неустанно путешествует, посещая самые отдаленные уголки Родины, и это впечатление от изменяющегося лика страны отражено в ряде стихотво­рений: «Две Оки», «От Иркутска до Братска», «Еще о Сибири», «Порог Падун» и др. В этих стихотворениях создается картина жизни и стройки в Сибири, в ее городах.

Говорится в стихах и о строительстве трассы от Иркут­ска до Братска, где «таежные солдаты», москвичи и минча­не, ленинградцы и киевляне, побеждая упорство природы, прокладывали дорогу сквозь тайгу напрямик, совершая поистине воинский подвиг («От Иркутска до Братска»).

Особое место в послевоенном цикле занимают стихи о природе и философская лирика. Поэт полон любви к род­ной природе. Кажется, природа открывает ему свои самые сокровенные тайны, помогая ему понять голос ручья, уви­деть, как, «листву прошивая старую, пойдет строчить трава» («Снега потемнеют синие...», 1955).

Будучи оптимистом, поэт славит жизнь, сожалея, что она проходит быстро. Но мысль о смерти не должна ме­шать людям строить, созидать, творить:

  • Ты дура, смерть: грозишься людям
  • Своей бездонной пустотой,
  • А мы условились, что будем
  • И за твоею жить чертой.

1955

Поэт славит жизнь за те чувства и мысли, которые она дарит:

  • Спасибо, моя родная
  • Земля, мой отчий дом,
  • За все, что от жизни знаю,
  • Что в сердце ношу своем...

А. Твардовский всегда был в гуще жизни. Он следил за событиями в стране, много раз бывал за рубежом. Особая страница его биографии — деятельность главного редак­тора журнала «Новый мир». Он дал путевку в литературу таким ярким и самобытным писателям, как В. Шукшин и Ч. Айтматов, С. Залыгин и Ф. Абрамов, Ю. Трифонов и Г. Троепольский, В. Сёмин и И. Грекова.

Творчество А. Твардовского стало частью многонацио­нальной советской литературы. Его традиции в изображе­нии жизни деревни, Великой Отечественной войны, после­военной действительности были восприняты многими поэ­тами — представителями братских республик.

Если домашнее задание на тему: " Анализ содержания поэмы «За далью — даль»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.