Анализ содержания наследия Шукшина



В характере главного героя «Калины красной» Его­ра Прокудина угадывается немало хорошего, что свой­ственно персонажам прежних произведений Шукшина. Но у этого человека есть вина и ответственность перед людьми и миром за ранее содеянное. Внутренние боре­ния Егора-труженика и Егора-преступника, посягнув­шего на связи с землей и народом, раскрыты с той звенящей силой правды, что заставляет вспомнить луч­шие страницы Ф. Достоевского. Строжайшему испыта­нию подвергается самое сокровенное — совесть человеческая. При этом художником одновременно выявлены жестокость и незащищенность, легкая ранимость нату­ры Егора. На столкновении этих контрастов и соверша­ется переход в новое состояние. Кошмар неправедного пути сменяется мучительным процессом пробуждения совести. Стремление к очищению, воскрешению побеж­дает. Но не поздно ли?

Потрясает сцена свидания с матерью, ибо идет проверка героя самым святым, что есть на земле. Здесь сталкиваются чувства вины и непоправимости содеян­ного. Любимая женщина готова простить, а мать? Какие у нее скорбные глаза, сколько в них неизбывной горечи и непреходящего страдания.

Есть в наследии Шукшина и два романа — «Люба-вины» (1965), «Я пришел дать вам волю» (1971), в которых русский национальный характер рассматри­вается из глубин исторического прошлого. В «Любавиных» показана жизнь сибирской деревни 1920-х годов в острейшем развороте социально-классовых проти­воречий. Роман «Я пришел дать вам волю» о Сте­пане Разине, о ходе и исходе крестьянской войны XVII в.

Тема Разина, сумевшего не только всколыхнуть Русь, но и навсегда запечатлеться в народном сознании вровень с былинно-песенными богатырями, давно инте­ресовала писателя. Опираясь на новые архивные мате­риалы, которые не были известны его предшественни­кам (А. Чапыгин, С. Злобин), В. Шукшин дал более глубокое истолкование разинского движения. Правда, здесь нет того эпического разворота похождений низо­вой вольницы, как в «Разине Степане» А. Чапыгина. Но Шукшин несравненно полнее раскрывает психологи­ческое содержание центрального образа. По оценке писателя, Разин — «человек осторожный, хитрый, ум­ный дипломат, крайне любознательный и предприимчи­вый». Таким он и рисуется в романе. Вместе с тем Шукшин выявляет социально-нравственные мотивы драмы «умного и дальновидного» предводителя народ­ных масс. Быт и нравы далекой эпохи воссозданы емко и точно, с особой шукшинской зоркостью, без архаиза­ции и модернизации, что нередко проскальзывало у А. Чапыгина, и налета иллюстративности, замет ного у С. Злобина. Раздольное народнопоэтическое на­чало пронизывает всю ткань романа. Однако особенно мощно оно звучит там, где речь идет о самом Степане Разине, которого судьба призвала дать России волю, а история не подготовила для этого предпо­сылок.

Значение наследия Василия Шукшина в том, что он по-своему увидел неповторимость каждого человече­ского типа, создал оригинальную разновидность новел­лы, развив в новых исторических условиях традиции Лескова, Чехова, Бунина. Уже в раннем творчестве ху­дожника, прорвавшем локально-этнографические рам­ки, наметилось стремление к синтезу современной дей­ствительности. В связи с этим четко обозначились две основные тенденции: нарастание нравственной пробле­матики через этическую к социально-философской и тя­готение к обобщенному мышлению — от мозаики ха­рактеров к собирательным образам.

Картина современной прозы была бы существенно неполной, если бы мы обошли такую специфическую ее область, как крупные эпические жанры сатиры. Разви­тие социальной и национальной самокритики — свиде­тельство духовного здоровья общества, его нетерпимо­сти ко всему, что мешает движению вперед.

Если домашнее задание на тему: " Анализ содержания наследия ШукшинаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.