Анализ содержания комедии «Мистерия-буфф»



С первого же дня Великого Октября для Маяков­ского не существовало вопроса «принимать или не при­нимать» революцию. «Моя революция. Пошел в Смоль­ный. Работал. Все, что приходилось». А приходилось делать немало. Это и сатирические стихи, фельетоны, частушки, эпиграммы, подписи, плакаты в «Окнах РОСТА», и звонкая площадная комедия «Мистерия-буфф» (1918, 1920—1921), воспевающая освобождение трудящихся масс от капиталистического гнета. В той же символически-гиперболической манере написаны многие героические стихи поэта: знаменитый «Левый марш» и другие гимны, ряд агитационных поэм, про­славляющих силу и мощь революции.

«Левый марш» в упругих, четких ритмах сконцен­трировал боевую поступь народа, уверенного в правоте дела, за которое он борется. В стихотворении воплоще­ны разум и воля тех, кому выпало первыми проторить дорогу в грядущее человечества:

Пусть, оскалясь короной, вздымает британский лев вой. Коммуне не быть покоренной. Левой! Левой! Левой!

После Октября суть своего творчества поэт опреде­лил в подзаголовке к «Мистерии-буфф»: «Героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи». Этими словами определяется не только жанровая при­рода пьесы; в них — воплощение духа искусства новой эпохи.

Революционного зрителя «Мистерия-буфф» привле­кала дерзким переосмыслением библейских мотивов (в веселую аллегорическую атмосферу пьесы вписыва­ются такие ветхозаветные атрибуты, как потоп, ковчег, ад, рай, чёрт Вельзевул, святой Мафусаил), полной реконструкцией канонов средневековой религиозной драмы («пещное действо»). Реальные социальные кон­фликты представлены как противостояние «семи пар чистых» (эксплуататорские классы) и «семи пар нечис­тых» (Кузнец, Шахтер, Батрак, Машинист, Плотник, Красноармеец, Шофер, Прачка, Швея и др.). В ре-" зультате борьбы «семь пар нечистых» разрушают ад, свергают бога, уничтожают разруху, восстанавливают шахты, ремонтируют паровозы, пароходы — строят счастливую жизнь на земле.

Исторически реальной картины здесь еще нет. «Это,— писал А. В. Луначарский,— веселое символи­ческое путешествие рабочего класса, после революци­онного потопа освобождающегося от своих паразитов, через ад и рай, в землю обетованную, которая оказыва­ется нашей же грешной землей, только омытой револю­ционным потопом...»

В том же аллегорически-символическом ключе на­писана и поэма «150 000 000» (1919 —1920). Если в пьесе условно-схематический каркас сюжета смягчал­ся остроумной игрой авторской иронии, то в поэме все выдержано в более серьезных тонах. Революционную борьбу трудящихся олицетворяет гиперболическая фи­гура Ивана, сражающегося с президентом Вудро Виль­соном, за которым стоит мировой империализм. Гроте­скно-фантастические картины битв вырастают до все­ленских масштабов. Однако в утопических прогнозах поэта есть то предвидение, которое и ныне обеспечивает

произведению актуальное звучание. Один из разделов поэмы содержит такие стихи: «История, в этой главе как на ладони бег твой. ...Может быть Октябрьской революции сотая годовщина...»

Жанр поэмы в 20-е годы получил широкое развитие. Специалисты, насчитывая не менее 500 произведений поэтического эпоса, выделяют такие виды, как истори­ко-революционная, «комсомольця» поэма и др. До наших дней в памяти народной сохранилось не более 5—10 поэм. Лучшие из них созданы Маяковским.

От условно-аллегорических сюжетов поэт переходит к конкретно-бытовым темам, романтически-возвышен­ная манера письма уступает в творчестве Маяковского место реалистически-аналитической. Среди произведе­ний нового типа — лирические поэмы «Люблю» (1922), «Про это» (1923), сатирические стихи «О дряни», «Прозаседавшиеся», цикл памфлетов «Маяковской га­лереи».

Если домашнее задание на тему: " Анализ содержания комедии «Мистерия-буфф»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.