Анализ содержания комедии «Баня»



На переднем плане комедии «Баня» прежде всего сатирико-обличительная установка, и этим обусловлено то, что в центре комедийного конфликта отрицательные персонажи. В облике достославного «Управления по согласованию» и тех, кто в нем заправляет — от глав­ного начальника по управлению согласованием Победоносикова до мадам Мезальянсовой,— запечатлены многие характерные черты бюрократизма, приспособ­ленчества, ханжества. Для создания комического эф­фекта Маяковским используются такие средства сати­рического разоблачения, как пародия, ирония, калам­бур и даже «перевертыш».

Победоносиков несет бремя власти величаво, торжественно, упоенно. Но вот «портретист, баталист, натуралист» Исак Бельведонский, увековечивая в рос­кошной композиции Победоносикова, спрашивает у не­го о «Микель Анжёло». Следует встречный вопрос: «Анжелов, армянин?» — и ответ: «Не знаю». Если эта реплика характеризует невежество «главначпупса», то в дальнейшем каламбуры помогают исчерпывающе об­рисовать Победоносикова как закоренелого бюрократа.

Режиссер-приспособленец смиренно разъясняет Победоносикову, что на сцене будет выведен «только в ви­де исключения литературный отрицательный тип» на­чальника. Следует возмущенная реакция Победоно­сикова: «Как вы сказали? «Тип»?.. Так можно сказать только про какого-нибудь совсем беспартийного проще­лыгу. Тип! Это все-таки не «тип», а, как-никак, постав­ленный руководящими органами главначпупс, а вы — тип!!» Он приказывает не допускать на сцену «типы», а если уж дело до этого дойдет, то на основе проверен­ных прокурором сведений, опубликованных РКИ, свес­ти все к «символическим образам».

В форме пародии на показную юбилейщину состав­лена речь Победоносикова о «красном трамвае», «вели­кой медведице пера», как он напыщенно именует Л. Толстого, и прочих явлениях, извращенных в убогом сознании главначпупса. Остроумно использует Маяков­ский и так называемый «перевертыш». Иронизируя над замыслом показать в пьесе передового человека, Победоносиков спрашивает: «А что он изобрел?.. Са­мопишущую ручку он выдумал? Трамвай без него хо­дит? Радиолярию он канцеляризировал?» (Самое глав­ное для Победоноеикова рационализировать канцеля­рию; это и выражено «перевертышем».)

«Грозное оружие» — так глубоко и точно охарак­теризовал Маяковский сатиру. Оно тем более гроз­ное, что драматург использовал весь арсенал средств сатиры — от иронической улыбки до едкого сарказ­ма. Вот почему это оружие и нынче не ржавеет.

Для эволюции драматургии 20-х годов характер­ны те же тенденции, которые определяли главное в об­щем движении литературы. Они заключались прежде всего в усилении внимания к современной теме, трудо­вым будням, тому созиданию нового, которое захваты­вало не только сферу материального, но и духовного. Драматурги обращались к этой проблематике одновре­менно с прозаиками и поэтами. Их публицистически- призывные агитпьесы порой даже опережали появление произведений собратьев по перу. Однако действительно высокохудожественные пьесы на близкую мастерам прозы и поэзии тематику все же, как правило, выходили на сцену позже по времени.

Если домашнее задание на тему: " Анализ содержания комедии «Баня»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.