Анализ ин­тереса к проблеме становления личности в произведении «Как закалялась сталь»



Для передовой русской традиции показателен ин­терес к проблеме становления личности; ее интере­сует движение характера не по нисходящей, а по восхо­дящей линии. На эту традицию, прежде всего и опирает­ся Н. Островский.

Характер главного героя романа — Павла Корчагина — цель­ный, но не простой, не однолинейный. Он внутренне монолитен и в то же время сложен, ибо через формиро­вание личности своего героя Островский раскрывает основное нравственно-философское содержание книги: в чем смысл жизни и каким является подлинное челове­ческое счастье.

Автор прослеживает постепенное мужание харак­тера героя — от мальчишеского протеста против обид, причиненных попом Василием, через стихийный бунт во время работы в станционном буфете к осознанной са­моотверженной борьбе за высокую революционную правду.

При всем единстве этого романа существенна разница идейно-эстетических задач, кото­рые решает автор в первой и во второй его частях. В первой части показано становление сознания героя, поиск верной идеи юным Павкой Корчагиным. По мере роста героя у него зреет чувство неприятия социально­го миропорядка, обрекавшего кухаркиных детей на полное бесправие. Вот почему кульминация первой час­ти — встреча Павла с большевиком Жухраем, который направляет стихийный протест юноши в русло созна­тельной классовой борьбы.

Первая часть романа, посвященная детству и бое­вой, фронтовой юности Корчагина, развертывается стремительно, сюжет закручен, как тугая пружина.

Описания предельно кратки, структура и стилистика подчинены воплощению динамики повествования. Отсюда особая функция глагола и почти полное от­сутствие эпитетов:

«Уже год носился по родной стране Павел Корча­гин на тачанке... Возмужал, окреп. Вырастал в стра­даниях и невзгодах». «Застонала земля, задышали кони, привстали на стременах бойцы».

«Павел потерял ощущение отдельной личности. Все эти дни были напоены жаркими схватками. Он, Корчагин, растаял в массе и, как каждый из бойцов, как бы забыл слово «я», осталось лишь «мы»: наш полк, наш экскадрон, наша бригада».

Павел Корчагин не созерцатель, но герой дей­ствия; он яростен и горяч, последователен до само­забвения в борьбе за идею, в которую уверовал. Но это не прямолинейность фанатика, а возвышенная, благородная страсть борца за освобождение угне­тенных и обездоленных масс. Потому-то он скуп на слова и щедр на поступки. Рефлексия — такая зна­комая черта извечных российских типов прекрасно­душных говорунов и мечтателей — абсолютно чужда персонажу Н. Островского. Для автора романа «Как закалялась сталь» важно выразить пережива­ния и действия, сопряженные не с негативным отно­шением героя к окружающей среде, а с социально позитивным деянием. Вся книга и построена по это­му новому принципу: претворение закона борьбы и творческого созидания в соответствующую эстети­ческую форму.

Отсюда четкое деление на полярные классовые и со­словные категории. Без полутонов во всем — будь то политическая борьба или мир человеческой души. Но таковы революционные эпохи: они всегда окрашивали действительность в строго определенные цвета.

Отсюда и обостренное внимание Н. Островского к созидательным процессам, выявление того качествен­но нового в труде, чего не было и не могло быть в усло­виях частнособственнического общества. Незабываемы эпизоды строительства железной дороги. Делается не­возможное, т. е. то, что осуществимо только в револю­ционное время. Старый коммунист Токарев так отвеча­ет на вопрос, можно ли в кратчайший срок построить подъездной путь: «Знаешь, сынок, если говорить вообще, то построить нельзя, но и не построить тоже нельзя. Вот отсюда и получается».

Категории пространства и времени осмыслены в ро­мане сквозь призму нравственного максимализма ге­роя. Это определяет особую, возвышенно-романтическую палитру книги. Композиционно-стилистически по­вествование строится так, что добро и зло, прекрасное и безобразное выступают в своей непосредственной сути, не осложненные никакой гаммой переходов. В описаниях боев и сражений, равно как и внутреннего мира героев, нет нюансов, отобраны только самые чис­тые тона.

Вот, например, описание знаменитого боя под Пе­рекопом: «Казалось, сама земля провалилась в бездон­ную пропасть... Земля, взрытая, израненная, вскидыва­лась вверх, черными глыбами застилая солнце».

Все здесь гиперболично, ярко, драматично. Несмот­ря на строгую документальную основу, тщетно стали бы мы искать подробных бытовых реалий эпохи. Сила книги в ином: она соотносится со своим веком высоким строем идей и чувств, чуждых будничности, обыденно­сти. Напряженность идейных исканий, принципиаль­ность убеждений, неутомимая жажда действия, пыл­кость и бескомпромиссность поступков — все это воз­вышает героев Островского в глазах читателей, особен­но молодежи, обжигая их горячим дыханием политики, ставшей как никогда близкой сердцам миллионов. Зна­чительность судьбы Павла Корчагина в том, что его личная траектория идеально совпала с огненной трас­сой эпохи в ее глубинных проявлениях.

Однако воздействие романа несравненно умалилось бы, если бы автор ограничился только первой частью, где внимание художника сосредоточено на воспитании у героя нового сознания. Достоинство книги состоит и в том, что эволюция общества и развитие характера главного героя идентичны в своих основных моментах. С завершением гражданской войны схватки с классо­вым врагом еще продолжаются (подавление контррево­люционных банд, борьба с троцкистской оппозицией), но постепенно на первый план выходит иное: «вопросы быта, личных взаимоотношений, партийной этики», т. е. борьба с пошлостью, моральным разложением, дурным вкусом. Таким образом, проблема формирова­ния нового сознания органически дополняется задачей воспитания культуры чувств.

На этом фоне хорошо видно, как много еще у героя пробелов в воспитании, образовании. Став одним из идеологических руководителей, Павел особенно четко осознает, что для воспитателя новой молодежи нетер­пимо то, что можно назвать недостаточной эмоциональ­ной культурой, ибо стремление к совершенствованию личности немыслимо без освобождения от отрицатель­ных черт и черточек в своем характере (например, несдержанности, привычки к сквернословию и пр.).

Во второй части романа автор пристальнее вгляды­вается во внутренний мир своих героев. Предложения, как правило, предельно краткие, с помощью которых ранее регистрировались те или иные переживания, все чаще заменяются развернутыми описаниями душевных состояний. С той же целью Островский охотно прибега­ет к форме дневника, письма. Аналитичность особенно возрастает, когда автор подводит героя к кризисной черте.

Замедляется и движение сюжета, меняется стили­стика повествования. Если раньше Павла жизнь «за­хлестнула» стремительно, порой он не замечал окружа­ющего, то теперь герой вдумчиво вглядывается в мир и людей. Если раньше люди, окружавшие Павла, каза­лись ему своей «братвой», бойцами, коммунарами, от­личающимися друг от друга фамилиями, а враги — контрой на одно лицо, то теперь ему доступна тонкая психологическая дифференциация.

Писателю все больше удается индивидуализация человеческих характеров. С одной стороны, это ярко выписанные фигуры старых коммунистов — Жухрай, Токарев, Леденев, агитпроп (агитационный пропаган­дист) Иван Жаркий, женские образы — Рита Устинович, Тая и др. С другой — галерея запоминающихся отрицательных персонажей: пошляк Файло, «молодой старичок» Туфта, которого преждевременно состарило обожествление канцелярской машины и бумажной во­локиты, размашисто-пробойный карьерист Развалихин.

Если домашнее задание на тему: " Анализ ин­тереса к проблеме становления личности в произведении «Как закалялась сталь»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.