Анализ романа «Цемент»



Широкая известность пришла к Гладкову после опуб­ликования «Цемента». В этом романе писатель расска­зывал о восстановлении разрушенного во время граждан­ской войны Новороссийского цементного завода. В авто­биографии, написанной через тридцать с лишним лет, он говорил о себе: «Прикреплен был к партячейке цементного завода, где мне приходилось принимать самое непосредственное участие в организационных делах по восстановлению завода».

Но роман «Цемент» — не хроника восстановительных работ на Новороссийском заводе, подлинность, докумен­тальность которой подтверждена личным участием автора. Это художественное произведение. Само название его глубоко символично. Цемент — это не только продукция восстанавливаемого завода, в которой остро нуждается страна, ставшая громадной стройкой. Цемент — это проч­нейшие человеческие связи, которые в процессе труда сплачивают рабочий коллектив. Главный герой романа, вчерашний боец Красной Армии Глеб Чумалов, возвращается на родной завод, и его потрясают не только картины іапустения и разрухи.

Больше всего возмущает Глеба разобщенность рабоче­го коллектива. Вот он идет «по одичалой тропе, видит вда­ли пустынное, голодное море и тоскующие пристани; он видит изнуренные лица рабочих, а также следы их душев­ного оскудения — многие занялись мошенничеством и здесь же, на заводском дворе, разводят кур, овец, коз». Можно понять это состояние: революция совершена, закончилась победой гражданская война, спасена Родина! Что же он находит после возвращения?! Главное в харак­тере коммуниста Глеба Чумалова — боевитость, револю­ционная энергия. Он преодолевает сомнения и усталость и с энтузиазмом приступает к решению задач, поставлен­ных партией. Обращаясь к рабочим, Глеб заявляет: «...мне стыдно от такого разложения у вас. Это хуже предательства. Вы очумели, товарищи. Ну, вот пришел я... Думаете, бездельничать буду, как вы? Нет-с. Драться, не щадя сил. Нет-с, воевал и буду воевать... Партия и армия приказали мне: иди на свой завод и бейся за социализм, как на фронте».

Главная мысль, пафос романа Гладкова раскрывается в массовых сценах коммунистических субботников, собра­ний и особенно в финальной сцене пуска завода. Вот оно, торжество нового, социалистического труда, преобразую­щего прежде всего человека-труженика, воспитывающего его в коммунистическом духе! Конечно, очень важно, что заработал завод. Но еще важнее, что тяжелый, напря­женный труд не унижает, как прежде, а возвышает челове­ка, вселяет в него чувство хозяина своей страны, чувство уверенности в завтрашнем дне, чувство глубокого удовлетворения и гордости совершенным. В этом смысле «Це­мент» — знамение времени, а его герой — Глеб Чумалов — один из замечательнейших образов коммунистов, созданных литературой в 20-е годы. Простота и буднич­ность удивительно сочетаются в нем с порывом к возвы­шенному, героическому. Мастерство Гладкова в обрисовке персонажей «Цемента» было высоко оценено Горьким: «Вам — на мой взгляд, опять-таки — весьма удались и ха­рактеры. Глеб вырезан четко, и хотя он романтизирован, но это так и надо. Современность вполне законно требует, чтобы автор, художник, не закрывая глаз на явления отрицательные, подчеркивал — и тем самым — «романти­зировал» положительные явления. Вы умеете делать это, с чем искренно поздравляю вас».

Прекрасно удался Гладкову и образ Даши Чумаловой. Перед нами передовая женщина, почувствовавшая себя равноправной участницей новой жизни.

Даша — не схема. Она — живой человек. Читатель видит ее в самых различных, в том числе напряженнейших, ситуациях. Одетая в гимнастерку, повязанная красной косынкой, энергичная, принципиальная, она воплощает типичные черты передовой женщины-пролетарки 20-х годов, сознательно и героически служит делу революции.

Непросты конфликты, которые приходится решать ге­роям романа. Но они нашли свою линию жизни, они поняли главное: «Мы — производители цемента. А цемент — это крепкая связь. Цемент — это мы, товарищи, рабочий класс. Это хорошо надо знать и чувствовать».

Социально-историческое значение романа «Цемент» полно охарактеризовано в словах Горького: «На мой взгляд, это — очень значительная, очень хорошая книга. В ней впервые за время революции крепко взята и ярко освещена наиболее значительная тема современности — труд. До Вас этой темы никто не коснулся с такой силой. И так умно».

Работу над своим произведением Гладков продолжал и в последующие годы. Он очищал язык «Цемента» от диалектизмов и усложненности.

С годами в советской литературе появятся произведе­ния, всесторонне отображающие широкий круг проблем, связанных с принципиальными изменениями в характере самого социалистического труда, с перестройкой сознания человека-труженика. И каждая новая книга даст воз­можность все глубже и полнее оценить значение «Це­мента» — книги-пионера, книги-первооткрывателя.

20-е годы — время расцвета советской сатиры. Сатири­ческие жанры предоставляли писателям возможность участвовать непосредственно в борьбе против внешних и внутренних врагов молодой республики. «Оружия люби­мейшего род», как писал В. Маяковский, сатира была эффективна в сфере идеологической жизни, в борьбе за торжество коммунистических идеалов в отношениях между людьми. Тематический диапазон сатиры 20-х годов был очень широк: от обличения контрреволюции и междуна­родных врагов советской власти до осмеяния бюрокра­тизма в советских учреждениях, комчванства и пошлости.

Группа писателей-сатириков работала в начале 20-х го­дов в редакции газеты «Гудок». На ее страницах печата­лись фельетоны М. Булгакова и Ю. Олеши, начинали классики советской сатиры Илья Ильф (1897—1937) и Ев­гений Петров (1902—1942). Их романы «Двенадцать стульев» (1928) и «Золотой теленок» (1933) завоевали широчайшую популярность и продолжают пользоваться большим успехом в наши дни.

В первом романе история поисков ловким плутом Остапом Бендером и бывшим предводителем дворянства Кисой Воробьяниновым спрятанных сокровищ дала авто­рам возможность вывести на страницах произведения галерею сатирических типов — стяжателей, бюрократов, тунеядцев, глупцов, обывателей и т. п. В «Золотом телен­ке» Бендер преследует «подпольного миллионера» Корей­ко, который вынужден в конце концов заплатить Бендеру миллион.

Ильфу и Петрову удалось талантливо продолжить традиции Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова. В романах немало ярких эпизодов, высмеи­вающих на первый взгляд сугубо личные человеческие недостатки. Однако писатели неизменно находят и указы­вают их социальные корни. Романы Ильфа и Петрова — своеобразная сатирическая энциклопедия, и сегодня помо­гающая нам в борьбе против человеческих пороков.

Если домашнее задание на тему: " Анализ романа «Цемент»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.