Анализ романа Бубеннова «Белая береза»



Роман Бубеннова — многоплановое произведение. Здесь изображается тяжелейший начальный этап войны, когда Советская Армия вынуждена была отступать. Дей­ствие романа происходит и на фронте, и во вражеском тылу — на временно оккупированной фашистами террито­рии, в небольшой деревне Ольховке, затерявшейся в глу­хих дебрях ржевских лесов.

Мастерство писателя проявляется в умении показать народ на войне, которая была величайшим испытанием, проверкой всех духовных качеств советских людей.

Писатель сумел передать тяжесть отступления, угне­тенное состояние солдат и офицеров и неиссякаемую веру народа в победу.

Простая колхозница — мать Андрея Лопухова Алев­тина Васильевна, наблюдая отступающие войска, утверж­дает: «Убей меня бог, а не поверю я, что кто-то одолеть может русских!» Ей вторит Анфиса Марковна — Ма- кариха — одна из самых энергичных и мудрых колхоз­ниц. Обращаясь к свату, наблюдавшему с горечью отступ­ление, она убеждает его: «Это, сват, разве бегут?.. Вот погоди, как немцы побегут,— вот те побегут! Куда прытче наших!.. Знаешь, придешь незваным, уйдешь драным!.. В своем гнезде, сват, и ворона любому глаз выклюет».

Писатель сумел показать быстрый процесс формирова­ния кадровой армии из людей мирного труда. Этот процесс особенно ярко и глубоко отражен в судьбе Андрея Лопухо­ва. Скромный, выдержанный, спокойный и уравновешен­ный труженик, он сумел преодолеть состояние человека, угнетенного и растерянного отступлением, разорением род­ной земли, и стать стойким и мужественным солдатом Советской Армии.

Богат и многогранен внутренний мир Андрея Лопухова. Он примерный сын и любящий муж. Романтично и трогательно описана его всепоглощающая любовь к красавице жене Марийке. Андрей до боли любит родную природу. Он замирает в восторге перед белой березой, растущей на пригорке близ его родной Ольховки: «Увидев березу, Ан­дрей подумал, что самой природой она одарена чем-то таким, что на века утверждало ее в этом поле… С детских лет Андрей любил березы. Он любил смотреть, как они, пробуждаясь весной, ощупывают воздух голыми ветвями, любил всей грудью вдыхать запах их листвы, густо брыз­нувшей на заре, любил смотреть, как они шумно водят хороводы вокруг полян…»

Образ белой березы, воспетой в русских песнях, стано­вится не только символом любви Андрея к родной Ольховке, но и родной земли, ее красоты. Пережив все тяжести битв, береза осталась стоять и радовать сердца людей своей чистотой.

Воссоздавая первый период войны, писатель проводит мысль, что это был период не только горечи отступления и тяжести потерь. Именно тогда рождались зримые черты победы, твердость и упорство воинов в своем неуклонном решении отстоять Москву, освободить родную землю от подлых захватчиков. И Андрей Лопухов, прошедший путь отступления через места, связанные с его детством и юностью, увидевший с «высокого Ольховского взгорья широкие просторы родной стороны», испытавший тяжесть поражений и познавший счастье победы, стал к началу подмосковных сражений совсем иным человеком: война его’ изменила, перековала, укрепила волю и твердость духа: «Это был совсем не тот красивый, задумчивый и тихий парень, каким его знали в Ольховке. Это был человек с огрубевшим, суровым выражением лица и темным, насто­роженным взглядом,— такой бывает у людей, которые видели смерть, но узнали, что не всегда она всесильна».

Особый смысл приобретает описание народной борьбы с оккупантами в Ольховке. Здесь на первый план выдвину­ты семьи Лопуховых и Лотовых. Крепкий хозяин Ерофей Кузьмич Лопухов всегда помнит, что его сын сражается в рядах Советской Армии, он чувствует презрение и нена­висть к гитлеровцам. Назначенный старостой, он притво­ряется больным, предупреждает народ о предстоящих грабежах и саботирует все немецкие задания.

В активную борьбу с захватчиками включаются все жители деревни. Макариха сжигает скирды хлеба, чтобы он не достался врагу, морально поддерживает женщин деревни. Геройски погибает Осип Михайлович — завхоз колхоза, объявивший себя коммунистом и поджигателем хлеба. Председатель колхоза Степан Бояркин организует партизанский отряд. В романе писатель показал созна­тельную, целеустремленную борьбу народа с фашистами, раскрыл высокие патриотические, политические и нрав­ственные качества советского народа. Генерал Бородин с гордостью отмечает: «За годы советской власти у наших людей появились новые черты: необычайная верность ве­ликим идеям и великому делу своей страны, чувство коллективизма, чувство ответственности за судьбы всего мира. Весь мир должен любоваться, глядя на наших лю­дей, и должен учиться у них выполнять человеческие обязанности».

Проникнув в сокровенную сущность характера совет­ских людей, одержавших всемирно-историческую победу, писатель сумел убедительно показать и людей, ставших предателями Родины. Это и полицаи Чернявкин, Сысоев, Шошин, и бывший комбат Лозневой, сдавшийся в плен и, перейдя на службу к фашистским оккупантам, начавший усердную борьбу с партизанами. В романе показано, что всех трусов и предателей Родины жестоко карала спра­ведливая рука народа.

В конце романа изображена битва под Москвой. Здесь много батальных сцен, вводятся подлинные имена полководцев, принимавших участие в разработке планов генерального сражения под Москвой. Сохранена и геогра­фия тех мест, где происходили знаменитые на весь мир сражения.

В произведении широко представлен вражеский ла­герь. Показав провал идеи молниеносной войны, крепну­щую силу и мощь Советской Армии, автор запечатлел эволюцию сознания гитлеровцев, которые, потеряв много людей и техники, начинают понимать, что лучшее — это сдаться в плен. Интересен эпизод приезда Гитлера под Смоленск. Беглыми штрихами романист воссоздает по­давленное внутреннее состояние фюрера, его страх перед грядущим исходом войны.

Знаменателен эпилог романа. Закончена война. 1949 год. В Трептов-парке Берлина могилы советских воинов, своей жизнью заплативших за освобождение чело­вечества от фашизма. «Вечным сном спали здесь, в чужой земле, тысячи советских героев, как спали миллионы их товарищей по оружию в других могилах, известных и без­вестных…» Появляется здесь молодая и красивая женщи­на с ранней проседью в густых черных волосах. Она смотрит на фигуру советского солдата с девочкой на руках. Ее поражают его волнистые волосы, спокойный, прозорли­вый взгляд. Таким был ее муж, который вечным сном покоится здесь, в этом далеком чужом городе. Но здесь, в парке, шумят листвою две красавицы березки, привезенные сюда из Ольховки как привет Родины сыновьям-героям, спящим под мраморными плитами. Мы без труда угадыва­ем в этой женщине Марийку, потерявшую в войне своего Андрея. Но у нее в руке — ручка их сына. На земле мир, купленный дорогой ценой. Жизнь продолжается. Эпилог адресован молодому поколению, не знавшему войны. Он заставляет вспомнить символические слова: «Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины».

Ставя перед собой грандиозную задачу показать народ на войне, писатель этой задаче подчиняет и композицию произведения. В романе народ показан многопланово: на фронте, в тылу, в фашистской оккупации. Для изображения чувства патриотизма народа М. Бубеннов использует обра­зы-символы. Таким емким образом-символом и явился образ белой березы — песенного дерева русской земли.

Если домашнее задание на тему: " Анализ романа Бубеннова «Белая береза»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.