Анализ рассказов Шолохова 20—30-х годов



Начало творческого пути Шолохова тесно связано с грандиозными историческими событиями, находившими­ся в центре внимания всей русской советской литературы тех лет,— революцией, гражданской войной, становлением социалистического общества.

В центре «Донских рассказов» — героическая действи­тельность Донского края, охваченного пламенем граждан­ской войны, классовая борьба первых послевоенных лет, борьба не на жизнь, а на смерть, в которой рушились даже кровные, родственные связи и люди гибли «безобразно просто», как сказал писатель несколько позднее, во вступ­лении к рассказу «Лазоревая степь».

В предисловии к сборнику А. Серафимович писал: «Как степной цветок, живым пятном встают рассказы т. Шоло­хова. Просто, ярко, и рассказываемое чувствуешь — перед глазами стоит. Образный язык, тот цветной язык, которым говорит казачество. Сжато, и эта сжатость полна жизни, напряжения и правды. Чувство меры в острых моментах, и оттого они пронизывают. Огромное значение того, о чем рассказывает. Тонкий схватывающий глаз. Умение вы­брать из многих признаков найхарактернейшие».

Видно стремление художника создать героический на­родный характер. В центре рассказов — острый социаль­ный конфликт, который дает возможность показать быт казачества, его семейный уклад, беспросветную нужду бедноты и крайнюю жадность и бесчеловечность зажи­точной казачьей верхушки.

Образ Дона в рассказах М. Шолохова становится символом Родины. Он очеловечен — активно участвует в трагических столкновениях людей. Дон — символ жизни казачества и его напряженной борьбы за новое — станет идейным стержнем эпопеи «Тихий Дон».

Герой рассказа «Родинка» — восемнадцатилетний ка­зак Николай Кошевой — командир эскадрона. Тяжело сложилась его жизнь: в мировую войну без вести пропал отец, умерла мать. С малых лет Николай гнул спину на богатеев, а затем ушел в отряд красных. Несмотря на молодость, Николая уважают в эскадроне за храбрость, выдержку и самоотверженность. «Мальчишка ведь, паца­ненок, куга зеленая,— говорят шутя в отряде,— а подыщи другого, кто бы сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водить эскадрон в бои и схватки не хуже любого старого командира».

Параллельно с изображением юного героя писатель рисует банду и ее атамана, пожилого казака. Преследуя со своим эскадроном банду, отбился в бою от своих Николай и был убит атаманом. Атаман снял с убитого бинокль, стал стаскивать сапоги и вдруг увидел у него родинку, как у него самого, и понял, что перед ним сын. «К груди прижи­мая, поцеловал атаман стынущие руки сына и, стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот…»

В рассказе изображается не просто трагическое столк­новение отца с сыном и гибель обоих. Отец и сын — представители двух враждебных сторон. Если Николай Кошевой избрал себе путь борьбы за народное счастье, то отец его — путь грабежей и убийств. За Николаем Коше­вым и его друзьями — светлое будущее, а шайка бандитов и ее атаман обречены на гибель.

Новые люди, изображенные в рассказах,— носители небывалого ранее революционного, социалистического гу­манизма. Таким является молодой казак ІІІибалок из рассказа «Шибалково семя», чей образ заключает в себе черты положительного героя времени и предваряет многие характеры в «Тихом Доне». Это человек, беспредельно преданный советской власти и общенародному делу.

Казак Богатырев, бывший боец армии Буденного, награжденный за героизм двумя орденами Красного Зна­мени,— дальнейший этап создания положительного героя в творчестве Михаила Шолохова («Председатель Ревво­енсовета Республики»), Богатырев несколько напоминает Шибалка: такая же беспредельная преданность народным интересам, готовность бороться за советскую власть, не жалея своей жизни.

В рассказе «Бахчевник» жестокая борьба раскалывает казачью семью. С одной стороны, отец, Анисим Петрович, принадлежащий к казачьей верхушке и назначенный ко­мендантом при военно-полевом суде, с другой — мать и сыновья, Федор и Митька, вставшие на сторону красных. Главный герой рассказа — младший сын Анисима Петро­вича Митька. С большой симпатией Шолохов раскрывает процесс формирования характера Митьки, прослеживает превращение, его в стойкого и сознательного борца за народное дело.

Как формируются в непрерывной борьбе мужественные люди из мальчиков-подростков, почти детей, Шолохов показывает и в рассказе «Алешкино сердце». Тяжело сложилась Алешкина судьба. Умерли от голода мать, сестра, близок к гибели и сам Алешка. От голодной смерти его спасает политком Синицын и помогает понять, что перед бедняками советская власть открыла путь к новой жизни.

Коммунист Синицын изображен как новый человек, защищающий интересы трудового народа и завоевания советской власти. Синицын с его светлыми идеалами и гу­манным отношением к обездоленным беднякам предваряет образы коммунистов — борцов за светлое будущее наро­да — в «Тихом Доне».

Для рассказа «Коловерть» также характерен острый, напряженный конфликт. Бедняцкая казачья семья Крамсковых с радостью ожидает прихода красноармейцев, надеясь получить землю. Бедноте, трудовому казачеству противопоставлена зажиточная казачья верхушка во главе с полковником Чернояровым и офицером Михаилом Крамсковым.

Рассказы «Пастух» и «Двухмужняя» отражают более поздний этап жизни казачества.

Закончилась гражданская война. Разгромлены белые банды, но в станицах не утихла напряженная классовая борьба. Зажиточные казаки проникают в органы советской власти и притесняют бедноту, ущемляя ее права. Часто происходят и вооруженные столкновения. В схватках не­редко гибнут те, к кому писатель относится с особой симпатией.

Герои рассказа «Пастух» — брат и сестра Фроловы. Они круглые сироты. Но Григорий и Дуняшка не пришиб­ленные и униженные дореволюционные бедняки. Григорий отлично понимает, что советская власть защищает их интересы. У него есть определенная цель в жизни — по­ехать в город учиться. «Я зимою, как ходил в станицу,— говорит он сестре,— у секретаря ячейки читал книжку Ленина. Там сказано, что власть — пролетариям, и про учение прописано: что, мол, учиться должны, которые из бедных». Григорий гибнет, но дело, за которое он отдал свою жизнь, продолжает его сестра — она уходит в город учиться.

В рассказе «Двухмужняя» показано, как формируются новая жизнь и новые человеческие отношения. Картина весеннего цветения символизирует обновление. Здесь и са­ды в молочно-розовом цвету, и пруды с гусиным гоготом и лягушачьими хороводами.

Главный герой рассказа Арсений Клюквин — участник гражданской войны, все свои силы и энергию отдает строи­тельству новой жизни. Он передовой человек и в личных отношениях: Анна, женщина, которую он любит, стано­вится не только его женой, но и единомышленницей.

В Анне мы видим человека цельной души, твердых убеждений. Но она не сразу освобождается от груза пере­житков прошлого, а проходит через жизненные испытания.

«Донские рассказы» были художественным открытием Шолохова. Этот небольшой сборник свидетельствовал о самобытном таланте писателя, о его тесной связи с судьба­ми народа. Рассказы лишены областнического характера. В жизни и борьбе донского казачества молодой писатель увидел и показал историю народа, прошедшего через горнило революции и гражданской войны и вставшего в ряды строителей нового общества.

Идейно-тематическое содержание сборника «Лазоре­вая степь» значительно шире, чем предыдущего.

В ряде рассказов мы встречаем углубленное реалисти­ческое изображение ожесточенной классовой борьбы в ка­зачьих станицах и хуторах («Смертный враг», «Батраки», «Червоточина»), в других показываются личные взаимо­отношения, быт казачества («Кривая стежка», «Илюха», «Калоши»),

Интересен по содержанию и художественным особенно­стям рассказ «Нахаленок», в котором писатель создал обаятельный образ’семилетнего мальчугана Мишки, про­званного в станице Нахаленком.

С сердечной теплотой нарисован облик мальчика. Опи­сание его в какой-то степени перекликается с изображени­ем крестьянских детей в поэзии Некрасова: «Мишка собой щуплый… щеки точно воробьиное яйцо… нос от солнышка и постоянного купанья в пруду облупился, потрескался шелухой. Одним хорош колченогенький Мишка — глаза­ми. Из узеньких прорезей на веснушчатых щеках высматри­вают они, голубые и плутовские, похожие на нерастаявшие крупинки речного льда».

С большой художественной силой показывает М. Шо­лохов влияние отца, вернувшегося с фронтов гражданской войны, на формирование характера Мишки.

Отец подолгу беседует с мальчиком, рассказывает о страшной бедности, в которой жил простой народ, о бога­теях, угнетавших бедноту. «А этот самый Ленин — стар­шой у большевиков — народ поднял ровно пахарь полосу плугом. Собрал солдат и рабочих и ну наколупывать гос­под!» Отец рассказывал, как он служил в Красной гвар­дии, как встречался с Лениным: «Вот какой он был. Обо всех заботу нес. Об каждом солдате сердцем хворал». Отец внушает мальчику мысль, что он должен тоже продолжать дело Ленина: «Вырастешь — не забывай, что твой батянька матросом был и за коммунию четыре года кровь проли­вал. К тем годам и я помру, и Ленин помрет, а дело наше до веку живо будет! Когда вырастешь — будешь воевать за советскую власть, как твой батька воевал?

— Буду! — крикнул Мишка…»

Рассказ отца произвел на Мишку ошеломляющее впе­чатление, образ Ленина навсегда врезался в память.

Развернувшиеся события заставляют и Мишку со­вершить героический, подвиг. Напали на станицу белые банды, погиб в бою отец, и дед сажает Мишку на лошадь, отправляет на хутор Пронин, где расположены части Красной Армии, сообщить о том, что в станице банда. Мишка выполнил наказ деда, но подстреленная лошадь, падая, отдавила Мишке ногу, и, теряя сознание, Мишка увидел того, о ком так много ему рассказывал отец.

«— Товарищ Ленин! — воскликнул Мишка глохнущим голоском, силясь, приподнял голову — и улыбнулся, про­тягивая вперед руки».

В рассказе молодой писатель проявил исключительное мастерство в изображении детской психологии.

В ранних рассказах Шолохов создал ряд образов положительных героев, которые в боях с белыми отстаива­ли советскую власть: Николай Косых («Чужая кровь»), Николай Кошевой («Родинка»), Игнат Бодягин («Продкомиссар»), Ефим Озеров («Смертный враг»).

Итоговым произведением, в котором Шолохов стре­мится обобщить наиболее яркие особенности периода гражданской войны, является повесть «Путь-дорожень­ка» — произведение о верности трудового казачества со­ветской власти.

Повесть — значительное произведение и по идейно- художественным достоинствам. Образ Петра Кремнева, главного героя, можно поставить в один ряд с лучшими представителями молодежи, нарисованными в рассказах.

Рассказы Шолохова не были изолированным явлением в литературе: в них отчетливо сказались традиции класси­ков русской литературы и основоположников литературы социалистического реализма — М. Горького и А. Серафи­мовича.

Уже в ранних произведениях М. Шолохов — писатель социалистического реализма — изображает действитель­ность в ее революционном развитии.

Если домашнее задание на тему: " Анализ рассказов Шолохова 20—30-х годовШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.