Анализ противоборствующих сил в произведении «Лесная комиссия»



Две противоборствующие силы — созидающая и разрушающая — столкнулись на страницах залыгинской «Комиссии». Одну олицетворяет Николай Устинов, другую — Гришка Сухих. Герои «Комиссии» пережива­ют острейшие личные драмы, но не они являются цент­ром повествования. Противоречия революционной эпо­хи осмысляются писателем в общей цепи всемирно- эпохальных событий XIX и XX столетий. Прозорливая мысль художника ищет в обнажившихся, как после геологической катастрофы, пластах высшее знание и высшую мораль, хотя исчерпывающего ответа на поставленные вопросы не дает.

«Лесная комиссия», все, что связано с нею, высту­пают лишь конкретно-образным воплощением сложней­ших душевно-нравственных, социально-философских исканий героев. Для Николая Устинова лес и судьбы его, как ранее для Вихрова,— бесценные «пособия» к познанию главного, что волнует и автора,- — нацио­нальной биографии русского народа.

На заре социалистических преобразований многое еще было неясно, и трагизм дисгармонии между «естес­твенным» и общественным мог ощущаться особенно остро. В наши дни сложность проблемы «природа и со­циалистическая цивилизация» не снимается. Тут есть свои противоречия и порой немалые, но они разрешимы и потому трагический акцент заменяется драматиче­ским. Мысль эта — одна из ключевых в лирико-фило- софской книге Виктора Астафьева «Царь-рыба».

На страницах книги люди хорошие и плохие, щед­рые и своекорыстные, с открытой душой и эгоистически себялюбивые. Их отношение к природе — как бы тот кристалл, через который высвечиваются характер, ду­ша, жизненная философия героев. Для одних приро­да — родная мать, для тех, у кого «браконьерство как способ жизни» (С. Залыгин) стало нравственным кре­до, она — источник наживы и только. Так от проблемы отношения человека к природе ведут нити к его нрав­ственной сути.

Стремление к гармонии природы и современной ци­вилизации, к разумному сопряжению этих начал — вот что составляет ядро астафьевской книги.

Современного художника волнует судьба человека на родной земле, тесная связь цивилизации с условия­ми дальнейшего существования живой и неживой при­роды. Литература философского размышления не столько противостоит литературе обнаженно публици­стического звучания (которая доминировала в 60-е го­ды), сколько существенно дополняет ее. Тяга к теорети­ческому или аллегорическо-символическому мышлению определяет своеобразные сюжетно-композиционные ре­шения произведения: распространение в последние го­ды таких жанровых разновидностей философской про­зы, как роман-притча и повесть-притча, щедрое исполь­зование параболического построения, т. е. совмещение событий, протекающих в разное историческое время.

С завоеванной высоты прошлое просматривается отчетливо и особенно далеко. Отсюда объяснение со­временными писателями ряда поворотных моментов общественной жизни как нашего, так и предшествую­щего столетий, полемическая заостренность их произ­ведений.

Значительностью не только национальных, но и об­щечеловеческих решений отмечена проза Л. Леонова. Эти качества проявились в опубликованных фрагментах из будущего романа писателя: «Мироздание по Дымко- ву» (1974, 1984), «Последняя прогулка» (1979), «Спи­раль» (1987). Тревожная, ищущая мысль художника включается в систему современных космогонических дискуссий. Дерзко раздвигая пределы спора, писатель бросает в негаснущий костер человеческого разума свою фантастическую гипотезу происхождения Вселенной.

Была утопия в его «Барсуках», была она и в «Доро­ге на Океан», где освещалась теплом оптимистической социальной гипотезы. Начиная с «Бегства мистера Мак-Кинли» (1961) можно говорить о появлении в про­зе Леонова жанра так называемой антиутопии и резком нарастании трагической ноты.

Если домашнее задание на тему: " Анализ противоборствующих сил в произведении «Лесная комиссия»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.