Анализ произведения «Страна Муравия»



«Страна Муравия» была итогом творческих поисков поэта в 30-е годы. Именно с нее А. Твардовский начинает счет «своим писаниям». Поэма стала не только творческой удачей автора, но и достижением всей советской литерату­ры 30-х годов.

Автор запечатлел путь крестьянства к новой жизни и сложные, трудные повороты в крестьянском сознании в пе­риод коллективизации.

Непосредственным толчком к созданию поэмы, по при­знанию А. Твардовского, послужила речь А. Фадеева, где характеризовался образ Никиты Моргунка из романа Ф. Панферова «Бруски». Фадеев отмечал, что Никита, не решаясь вступить в колхоз, отправился в поиски крестьян­ского счастья вне колхоза и не нашел его. А. Фадеев призывал «написать роман именно об этом мужике, по­следнем мелком собственнике, разъезжающем по стране в поисках угла, где нет коллективного социалистического труда, и вынужденном воротиться в свой колхоз — рабо­тать со всеми».

Это выступление А. Фадеева помогло А. Твардовскому найти сюжетный мотив, но разработка сюжета была само­стоятельным художественным открытием поэта. И сам образ Муравии стал в поэме символическим. Это слово, по признанию А. Твардовского, «взято из крестьянской мифо­логии и означает, скорее всего, некую конкретизацию веко­вечной мужицкой мечты, мечтаний и легендарных слухов о «вольных землях», о благодатных дальних краях, где текут молочные реки и кисельные берега…»

В центре поэмы образ Никиты Моргунка. Крестьянин-середняк, в начале создания колхоза в родном селе он отправился искать крестьянское счастье, сказочную страну Муравию, где нет колхозов, где живут все счастливо и ра­достно. И в этом близость поэмы Твардовского к поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — та же извеч­ная мечта крестьян найти счастье.

Автор дает возможность герою наблюдать жизнь раз­ных сел и деревень, видеть их настоящее и вспоминать прошлое.

В начале путешествия Никита проезжает «золотогла­вое село», через которое когда-то проходил в Москву Наполеон, где «бухали колокола на двадцать деревень» и богаче всех красовался дом кулака Бугрова. Никита попадает за праздничный стол, где гуляют кулаки, проща­ясь с прошлой вольготной жизнью. Он с грустью наблюда­ет этот пьяный разгул — у крестьянина-труженика нет ничего родственного с этими мироедами. Когда-то у Мор­гунка идеалом зажиточной жизни был Бугров и Никита мечтал:

Чтоб быть с Бугровым запросто,

Всего того опричь:

Здоров, Никита Федорыч!

Здоров, Илья Кузьмич!

Вторая встреча с Бугровым, возвращающимся из ссыл­ки, заставила Никиту убедиться, что Илья Бугров ему не сродни — свое богатство Бугров накопил, притесняя и оби­рая бедноту. Никита поделился с бывшим соседом хлебом-солью, а Бугров ночью украл коня Никиты. Пришлось Никите самому везти телегу, продолжая поиски Муравии.

Идеал Никиты — идеал крестьянского счастья:

  • Земля в длину и в ширину —
  • Кругом своя —
  • Посеешь бубочку одну,
  • И та — твоя…
  • И все твое — перед тобой,
  • Ходи себе, поплевывай,
  • Колодец твой, и ельник твой,
  • И шишки все еловые.

Никита встречается с попом, который сам себя считает последним в деревнях:

  • Николай был царь последний,
  • Алексей — последний поп.

Поп предлагает Никите вместе путешествовать. В де­ревнях еще есть верующие крестьяне, которые платят за крещение детей, молитвы, богослужения. Но труженику- крестьянину не по дороге с попом, и Никита отказывается от совместного путешествия:

  • Не охотник яйца я
  • Собирать на бога,
  • У меня, отец, своя
  • Дальняя дорога…

Путешествуя по деревням и селам, Никита видит, что колхозы сделали жизнь крестьян счастливой и зажиточ­ной. В колхозах крестьянский труд облегчают трактора и другие машины. Наконец Никита попадает в деревню Острова. В этой деревне поют ту же песню, которая была в мечтах Никиты символом страны Муравии:

  • Земля в длину и в ширину —
  • Кругом своя —
  • Посеешь бубочку одну,
  • И та — твоя…

Однако эта единоличная деревня производит на Никиту тяжелое впечатление своей бедностью и нищетой:

  • Ни окраине целой, ни избы.
  • Что угол — то дыра.
  • И ровным счетом — три трубы
  • На тридцать три двора.
  • Крутом шумят моря хлебов,
  • Поля большой страны.
  • Худые крыши Островов
  • За ними чуть видны.

Никита с горечью говорит жителям Островов, что «так жить нельзя», ибо это не жизнь, а «одна тоска и боль». У него постепенно созревает мысль о том, что колхозы изменили к лучшему жизнь крестьян. Эта мысль оконча­тельно укрепилась после того, как Никита попал в колхоз, где председателем был Фролов и где жила целая династия Фроловых, потомственных крестьян, которые не только жили и трудились в родной деревне, но и расселились по стране, овладев разными специальностями:

  • Живут в Москве и под Москвой,
  • В Сибири от годов.
  • Есть машинист, есть летчик свой,
  • Профессор есть Фролов.
  • Есть агроном, есть командир,
  • Писатель даже есть один.

Родоначальник этой славной династии Мирон Фролов пережил «шестнадцать попов и четырех царей». Рядом с Фроловыми жили богачи Грачевы. Пути в жизни у них были разные:

  • Грачевы — в лавку торговать,
  • Фроловы — сваи загонять,
  • Грачевы — сало под замок,
  • Фроловы — зубы на полок.

Будущего председателя Фролова за то, что он под­держивал советскую власть, стал организатором колхоза, чуть не убили Грачевы; он выжил, уцелел и все силы отдал колхозу, который стал примером для многих.

Приветливо встретил он и Моргунка, который многое понял, наблюдая дружную работу крестьян и веселую жизнь в колхозе Фролова, и, когда Моргунок спросил пред­седателя, сколько же лет будет такая жизнь, Фролов мудро ответил:

  • Сначала только на пять лет…
  • А там?
  • А там — на десять лет.
  • А там?
  • А там — на двадцать лет.
  • А там?
  • А там — навечно…
  • И это твердо, значит?
  • Да.
  • Навечно, значит?
  • Навсегда…

Фролов выражает свои патриотические чувства, кото­рые как бы предваряют героические подвиги миллионов Фроловых в годы Великой Отечественной войны:

  • И шел бы я, и делал я Великие дела.
  • И эта проповедь моя
  • Людей бы в бой вела,
  • А если б было суждено
  • На баррикадах пасть,
  • В какой земле — мне все равно,
  • За нашу б только власть

Такой наказ Фролов дает и родному сыну:

  • Иди, сынок. Расти большой.
  • Живи, сынок, учись
  • И стой, родной, как батька твой,
  • За нашу власть и жизнь!

Содержание поэмы тесно связано с традициями на­родного творчества, которые художественно осмыслены А. Твардовским и соединены с современностью. Особенно ясно чувствуются эти традиции в описании колхозной свадьбы. Здесь царят подлинное веселье, изобилие, жизне­радостность. Это поистине народный праздник, торжество победы над старым:

  • Поспела свадьба новая
  • Под пироги подовые,
  • Под свежую баранину,
  • Под пиво на меду,
  • Под золотую раннюю
  • Антоновку в саду.

Картины свадьбы, народного счастья и в других де­ревнях заставляют Моргунка понять, что:

  • Была Муравская страна
  • И нету таковой.
  • Пропала, заросла она Травою-муравой.

Моргунок захвачен бурной жизнью страны, где «растут хлеба», «дымит завод». В поэме создана величественная картина обновленной действительности:

  • Поют над полем провода
  • И впереди — вдали —
  • Встают большие города,
  • Как в море корабли.

И поэт заставляет своего героя, крестьянина-тружени­ка, понять, что окончен многовековой путь поисков кресть­янами счастья. Счастье им дала советская власть, в колхо­зе своими руками они создали счастливую жизнь. Никита Моргунок решает возвратиться в родную деревню и всту­пить в колхоз.

Поэма А. Твардовского — гимн новой жизни, крестьян­скому труду, земле, которая поит, кормит человека и укра­шается его трудом. И эту любовь к земле пронес Никита Моргунок по жизни. Любовь к родной земле стала для Моргунка еще ясней и отчетливей после того, как он по­ездил по ней в поисках сказочной страны: Земля!

  • Все краше и видней Она вокруг лежит,
  • И лучше счастья нет на ней
  • До самой смерти жить. Земля!
  • На запад, на восток,
  • На север и на юг…
  • Припал бы, обнял Моргунок,
  • Да не хватает рук…

Поэт сумел широкой кистью большого художника нарисовать путь крестьянства, путь всей страны к новой жизни, путь осуществления заветных народных мечтаний о свободном, вольном труде, о дружбе, о товариществе, о единении.

А. Твардовский — поэт широкого эпического охвата действительности. В центре всей его поэзии — судьбы на­рода и Родины в послеоктябрьскую эпоху.

Судьбы Родины и народа проходят не только сквозь поэмы А. Твардовского, но и сквозь его стихотворения, которые сам поэт объединил в циклы.

Название «Сельская хроника» — чисто условное. В центре сборника — жизнь села с его новью, с изменения­ми в крестьянской жизни, связанной с созданием колхозов.

Стихи «Тракторный выезд в 30 году», «Гость» и дру­гие идейно и тематически связаны со «Страной Муравией». Так, в стихотворении «Гость» дана яркая, вырази­тельная картина дружного колхозного труда, зажиточной жизни крестьян. Хозяин хвалится «лошадьми, хлебом», заставляет восхищаться скотным двором, который «как горница был светел», и скот во дворе «был сытый, справ­ный, чистокровный». Гость еще не решился вступить в колхоз, но увидел, что «люди вправду здесь живут бога­то», и он, конечно, так жить «больше всех хотел».

Большое место в сборнике занимают стихи о судьбах людей в революцию. Так, в стихотворении «Бубашка» повествуется о судьбе батрака, у которого и имени не было своего, а лошадиная кличка, и только при новой жизни он обрел человеческое достоинство, а за честный труд — народный почет и уважение.

А. Твардовский славит людей-умельцев. Он создает целый ряд запоминающихся образов подлинных мастеров труда. Это и печник Ивушка («Ивушка»), печи которого радовали людей и согревали округу, и мельник («Мель­ник»), который способен на вдохновенный труд и верен в любви девушке. С большой симпатией автор рисует героиню труда, которую народ выдвигает в депутаты Вер­ховного Совета («Мать и дочь»). Поэт прославляет и под­линных героев 30-х годов — запечатлевает подвиг летчицы Полины Осипенко («Полина»), слагает гимн отважному пилоту Валерию Чкалову («Чкалов»), Он сумел изобра­зить женщину новой эпохи, которая поднимается до осо­знания чувства человеческого достоинства и свой труд осмысляет как вклад в общенародное дело.

Трогательно воспевает он и женщину-мать («Песня», «Мать и дочь»), с любовью вспоминает и свою мать Митрофановну, великую труженицу, которая и хозяйство вела, и в поле жала, и детей растила. Образ Митрофановны («Песня») в чем-то созвучен величественным, мудрым и терпеливым некрасовским женщинам:

В знойном поле сиротливо День ты кланяешься, мать. Нужно всю по горстке ниву, По былинке перебрать. Бабья песня. Бабье дело. Тяжелеет серп в руке. И ребенка плач несмелый Еле слышен вдалеке. Ты пришла, молодая, Под горячею копной. Ты забылась, напевая Эту песню надо мной.

Поэт всегда помнит и чтит свои родовые корни — труженика-отца, мать, братьев. В стихотворении «Проща­ние» передается сыновняя нежность при прощании с от­цом, который завещает сыну не забыть об отце и о жизни с ним:

  • Вспоминай, как мы вместе бывали.
  • Как ходили из края мы в край,
  • Как мы горе видали,
  • Как песни певали,
  • Как мечтали мы жить, вспоминай…

Сын-летчик, проводив отца в последний путь, делает три прощальных торжественных круга над холмом, где навек нашел себе покой его родитель, «честно проживший век трудовой», «песенник, плотник» «и до жизни охотник большой».

С трогательной любовью воспеты родные края поэта, края невозвратимого детства и тревожной юности. Он пишет и о том, что «на свете есть моя станция Починок», которая встречала поэта всегда «как родного сына». Ни­когда не забывал он и родной деревни, посещение которой воспевает как встречу со всем, что прошло и что всегда хранилось в памяти:

  • И повеяло летом,
  • Давней, давней порой,
  • Детством, прожитым где-то,
  • Где-то здесь, за горой…

Поэт хранит память и о своих сверстниках, с которыми «босиком отбегали недавно». Теперь они народ взрослый, занятой, и тем не менее «и в грозных будущих боях» свер­стники вспомнят «эти милые края», где прошло детство и каждый куст и камень остался в памяти как часть роди­ны. Поэт слагает гимн земле-кормилице, воспевает бескрайние поля ржи («Рожь, рожь… Дорога полевая»). Пишет стихи о хлебе («Хлеб»), о земле, которой владеют теперь «батрацкие бедные семьи, голодный народ горе- вой».

А. Твардовский навсегда сохранил чувство любви и уважения к жизни простого труженика-хлебороба, вос­хищение ею. Наверное, поэтому так ярок и выразителен образ Никиты Моргунка. И в «Сельской хронике», в стихах о деде Даниле, опоэтизирован образ мастера труда, плот­ника и столяра деда Данилы. Данила наделен острым умом, юмором, умением трудиться, весело отдыхать, приносить людям счастье. Данила ведет себя как рачительный хозя­ин, как мастер, как человек для всех. В его жизни много нового: новая жизнь, новое отношение к труду, новая баня и стремление создать прочные и красивые поделки из дуба. Охотно передает он ученикам свое плотницкое и столярное мастерство.

Вполне естественно, что тема народа — умельца, стро­ителя, созидателя, который чувствует себя после револю­ции хозяином жизни, органически сливается с темой — Ленин и народ. И особый смысл заключен в стихотворении «Ленин и печник» (1938—1940).

Хотя Ленина знали все в Горках, печник, увидев, что прохожий идет лугом, «сплеча на всю округу и поехал, и понес». Прохожий, улыбнувшись, сказал: «Хорошо ру­гаться можешь». На вопрос старика: «Как фамилия?» — прохожий ответил: «Ленин…» Это потрясло старика, а когда к избушке печника уже осенью приехали двое военных и попросили его поехать с ними, взяв инструмент, жена его напутствовала: «За грубость, за свои идешь слова…» Печника привезли к Ленину и попросили починить печь. Никогда еще не работал печник с таким энтузиазмом:

  • И привычна и легка
  • Печнику работа.
  • Отличиться велика
  • У него охота.

Когда печь была исправлена и в ней защелкали дрова, принимая работу, Ленин сказал такие слова, которых не было дороже для умельца:

  • Хорошо работать можешь,
  • Очень хорошо, старик.

А. Твардовский подчеркивает умение Ильича заглянуть в душу простого человека, быть доступным, добрым, сер­дечным:

  • За столом сидели вместе,
  • Пили чай, велася речь
  • По порядку, честь по чести,
  • Про дела, про ту же печь.

А. Твардовский сумел показать близость Ленина к на­роду, его гуманизм, умение чувствовать и понимать людей.

Если домашнее задание на тему: " Анализ произведения «Страна Муравия»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.