Анализ произведения «Двенадцать»



Среди произведений, посвященных Октябрьской рево­люции, особое место занимает поэма Александра Алексан­дровича Блока (1880—1921) «Двенадцать». Созданная на одном дыхании в январские дни 1918 года, она сразу же привлекла к себе внимание всей России. С огромным энту­зиазмом воспринималась поэма рабочими, красноармейца­ми, матросами, революционной интеллигенцией — теми, кто боролся за утверждение советской власти; поэму жад­но читали и в белом стане, а некоторые интеллигенты из прежнего петербургского окружения Блока после опубли­кования «Двенадцати» перестали подавать поэту руку. Словом, равнодушных читателей и слушателей не было. С тех пор прошли десятилетия. Поэма заняла прочное место в истории советской литературы. И сегодня первое знакомство читателя с этим произведением всегда событие, оставляющее в душе неизгладимый след.

Чем же объясняется огромная, непреходящая сила воздействия поэмы Блока, ее эстетическая ценность? Опре­деляются они характером ее поэтического содержания и художественной формы, удивительно полно и органично ему соответствующей.

Небольшая по объему поэма состоит из двенадцати главок, в каждой из которых свой мотив и свой ритмико-интонационный строй. Но «Двенадцать» — произведение, отличающееся монолитной завершенностью. Что же при­дает поэме Блока такое единство? Прежде всего, идея чистоты и справедливости социалистической революции, которые обусловлены ее подлинным демократизмом и вы­сотой гуманистических идеалов. Непосредственное худо­жественное воплощение идея эта находит в символическом образе двенадцати — красногвардейского патруля, прохо­дящего «державным шагом» по завьюженным улицам Петрограда и неколебимо утверждающего правду нового мира («Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!» «Вперед, вперед, вперед, рабочий народ!»). Единство поэме придает и лиризм, который пронизывает все произведение и определяет характер символических образов. Ветер, разыгравшийся на улицах революционного Петрограда,— символ социальной бури, которая «на горе всем буржуям» раздувает «мировой пожар». Октябрь для Блока, задыхавшегося в старом «страшном» мире буржу­азно-дворянской России,— это великая очистительная си­ла. В статье «Интеллигенция и Революция», написанной в том же январе 1918 года, что и поэма, Блок утверждал: «Что же задумано? Переделать всё. Устроить так, чтобы все стало новым…» «Мир и братство народов» — вот знак, под которым проходит русская революция. Вот о чем ревет ее поток… Всем телом, всем сердцем, всем сознани­ем — слушайте Революцию».

Характерная особенность поэмы «Двенадцать» — рез­кая контрастность всей ее образной системы. С уничтожа­ющим сарказмом, сатирической непримиримостью рисует Блок отдельных представителей старого мира и дает его символико-обобщенное изображение в образе паршивого пса. Свои надежды на торжество жизни «справедливой, чистой, веселой и прекрасной» Блок связывал с революци­онной стихией и «музыкой революции», которые очистят и переделают всё. Поэтическое воплощение этих сил — образ двенадцати.

Реальное содержание социалистической революции не было, однако, осознано Блоком. С этим связана и изве­стная противоречивость образа двенадцати, и появление идущего перед ними Христа «с кровавым флагом». И все же главным в «Двенадцати» оказалось поэтическое утвер­ждение счастья и свободы, которыми одарила людей Октябрьская революция. Именно этот гуманистический пафос поэмы, выраженный с огромной лирической про­никновенностью и эпическим размахом, волнует и сегодня миллионы читателей.

Если домашнее задание на тему: " Анализ произведения «Двенадцать»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.